С 2021 года реализуется преемственный предыдущему проект, также поддержанный Фондом президентских грантов, под наименованием «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях»
Дети внешних и внутренних мигрантов в школах Стрежевого – родины Томской нефти
Фонетика всему голова, или о трудностях обучения детей-инофонов звучащей речи
Капибара, аксолотль и другие животные: диагностику по русскому языку прошли дети-инофоны из Мирного
«Мне не холодно в Сибири»: по итогам языковой диагностики детей-инофонов в Тюменской области
Текст как инструмент обучения и адаптации детей с миграционной историей
Из жаркой Центральной Азии – в регион вечной мерзлоты: как адаптируются дети мигрантов в Якутии
Приемы психолого-педагогического сопровождения классов, где учатся дети с миграционной историей
О типичных речевых ошибках детей-инофонов – педагогам российских школ
Какие информационные ресурсы могут помочь в проведении урочной и внеурочной работы с детьми из семей
Мурманская область вновь приняла специалистов МПГУ для диагностики детей-инофонов
Методическая консультация для школы №66 Магнитогорска
Выездные консультации и диагностика детей из семей мигрантов в школах города Чебоксары
Секреты работы педагога в поликультурном классе
Встреча-консультация с многонациональной школой города Тобольска Тюменской области
Школы городов Алдан, Серебряный Бор, Мирный и Якутск – новые участники проекта по адаптации детей с
Семинар для педагогов и итоговая диагностика детей из семей мигрантов в Балабаново
В образовательных организациях Томска провели диагностику детей-инофонов
Заполярье согревает: дети с миграцией в истории семьи в школах Надымского района
Омск на связи: ищем новые пути адаптации детей-инофонов
Социокультурная адаптация за полярным кругом: погружение в язык и культуру
Консультации по работе с детьми-инофонами продолжаются: онлайн-встреча с Курском
Омск на связи: ищем новые пути адаптации инофонов и билингвов
Многонациональный островок Оренбуржья – школа № 46
Многонациональный класс – это большие возможности или поиск новых форм уроков?
Русский как иностранный на Севере России: в режиме онлайн-конференций прошли встречи с директорами и
Участие в методическом семинаре по обучению детей-инофонов в Калужской области
2021 год
Проект реализуется в 2020–2021 гг. Московским педагогическим государственным университетом (кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» ИСГО) во взаимодействии с АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера».
В рамках проекта, в активном сотрудничестве с органами управления образованием десяти субъектов Российской Федерации, формируется сеть образовательных организаций – ресурсных центров по языковой и социально-культурной адаптации и интеграции обучающихся из семей иноэтничных мигрантов. К началу марта 2021 года в проект включились 32 образовательные организации – школы, детские сады, колледжи, институты развития образования из Московской, Калужской, Ивановской, Рязанской, Свердловской, Ленинградской, Новосибирской областей, Пермского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и города Санкт-Петербурга.
Отчетная презентация по I этапу проекта
Отчетная презентация по II этапу проекта
Для администрации и педагогов образовательных организаций России:
- проводятся индивидуальные и групповые консультации по работе с семьями международных мигрантов и этнических меньшинств;
- Таблица выездных очных консультаций и проведения диагностики в регионах РФ.
- Методические рекомендации для школ_организация работы по языковой и социокультурной адаптации.
- Фотоотчет о дистанционных консультациях и очных встречах (часть 1).
- Фотоотчет о выездных консультациях и очных встречах (часть 2).
- организуется участие педагогов и администрации образовательных организаций в межрегиональных онлайн-семинарах и тренингах по освоению методик, технологий и лучших педагогических практик интеграции детей из семей международных мигрантов, слабо владеющих русским языком и нуждающихся в социальной и культурной адаптации;
- организуется знакомство педагогов с технологиями входной, промежуточной и итоговой диагностики уровня владения языком детей из семей иноэтничных мигрантов;
- Диагностика уровня языковой адаптации обучающихся.
- Диагностика уровня культурной адаптации обучающихся.
- ведется обучение управленческим и педагогическим подходам к организации интенсивной языковой подготовки детей с применением методики «русский как иностранный»;
- организуются мастер-классы лучших педагогов-практиков, работающих в классах со значимой долей обучающихся из семей мигрантов;
- даются рекомендации по подбору учебных и учебно-методических материалов для совершенствования учебной работы и языковой адаптации детей из семей мигрантов;
- оказывается содействие школам в организации работы по социально-культурной адаптации обучающихся из семей мигрантов путем интеграции в план учебно-воспитательной работы занятий и тренингов по теме «Русская культура, традиции и уклад жизни в российском обществе», мероприятий по отработке навыков межкультурного диалога в ученическом и педагогическом коллективах.
Задача проекта – помочь образовательным организациям со значимой долей обучающихся из семей мигрантов перестроить свою работу таким образом, чтобы проблему адаптации детей мигрантов превратить в ресурс устойчивого развития школы, совместно преодолеть риски отставания и неуспешности, обеспечить положительную динамику образовательных результатов в классах, где учатся дети-инофоны. Коллектив специалистов МПГУ, занятых в реализации данного проекта, имеет более чем 20-летний успешный опыт работы на этом направлении, участвует в качестве экспертов в реализации мероприятий Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и нацелен на конкретную практическую помощь российским образовательным организациям, обучающим детей из семей мигрантов.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Межрегиональная педагогическая конференция «Адаптация и интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования»
19 октября 2021 года специалисты Центра «Этносфера», кафедры ЮНЕСКО и факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ провели Межрегиональную педагогическую конференцию «Адаптация и интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования». Мероприятие состоялось в рамках проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России», реализуемого в 2020-2021 гг. с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.
Участниками Межрегиональной педагогической конференции стали учителя начальной и основной школы, педагоги дополнительного образования, администрация школ, воспитатели и методисты детских садов, учителя-логопеды, работающие с детьми-инофонами, из Калуги, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Надыма, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, города Москвы и Московской области, других регионов России.
Темы, представленные педагогами в качестве презентации своей деятельности по адаптации детей из семей мигрантов, имеют широкий охват: от подготовки воспитанников детского сада к поступлению в 1-ый класс до интенсивной тренировки выпускников-инофонов к ОГЭ и ЕГЭ по школьным предметам, в том числе по русскому языку.
Учителя поделились методическим опытом, приобретённым во время проекта с учётом уже сформированных компетенций в области преподавания русского языка как иностранного; рассказали об инструментах, применяемых сегодня в их образовательных организациях, как в рамках обычных занятий, так и в рамках работы на факультативах. Коллеги представили опыт в виде презентаций, тезисов и научных статей.
Материалы конференции будут опубликованы в сборнике докладов в электронном виде с размещением в РИНЦ. Запись трансляции конференции доступна на канале youtube Центра «Этносфера». Подробный отчет о конференции размещен здесь.
Мы благодарим педагогов за интересную и продуктивную работу на конференции, надеемся на дальнейшее продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
Проект «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» реализуется МПГУ и Центром «Этносфера» при поддержке Фонда президентских грантов. Наша главная задача – помочь образовательным организациям со значимой долей обучающихся из семей мигрантов перестроить свою работу таким образом, чтобы проблему адаптации детей мигрантов превратить в ресурс устойчивого развития школы, совместно преодолеть риски отставания и неуспешности, обеспечить положительную динамику образовательных результатов в классах, где учатся дети с миграционной историей.
Следите за новостями проекта на сайте Центра «Этносфера» http://www.etnosfera.ru и странице сайта МПГУ http://mpgu.su/integration
#РКИ #этносфера #поликультурная_школа #ИСГО_МПГУ #школа_талантов #учимся_на_русском #дети-инофоны #умнаяшкола
Информационный отчет о конференции
Как выстроить успешное взаимодействие с родителями из семей мигрантов?
Интеграцию детей-инофонов средствами образования обсудили на межрегиональной педагогической
Выездная диагностика в Центре образования деревни Янино Ленинградской области
О психолого-педагогических аспектах работы с детьми из семей мигрантов и их родителями
Выездная диагностика учеников с миграционной историей в школе №3 города Малоярославца
Консультация по работе с детьми из семей мигрантов для школы №4 города Касимова Рязанской области
Продолжаются консультации для школ со значимой долей учеников из семей мигрантов
Консультация по итогам диагностики детей с миграционной историей в Каринской СОШ Московской области
Консультация по итогам диагностики учеников-инофонов в школе №3 г. Котельники
Круглый стол по обмену опытом – итоговое мероприятие 2020/2021 учебного года
Педагогический практикум к Всемирному дню беженца «Бежать нельзя остаться»
Опыт Новосибирска по интеграции детей мигрантов
О развитии речевой деятельности детей-инофонов
На Урале с любовью: опыт Москвы и диагностика детей-инофонов в школе № 147 г. Екатеринбурга
О трудностях русской грамматики: как сделать обучение детей-инофонов более эффективным
Технологии языковой адаптации детей-инофонов: текст как единица обучения
Об инновационных технологиях поликультурного воспитания и образования
Дошколятам-инофонам заговорить по-русски проще всего
Пермская многопрофильная школа «Приоритет» встречает московских педагогов
Диагностика детей-инофонов и педагогический круглый стол в Култаевской средней школе
Диагностика детей из семей мигрантов и встреча с педагогами школы №4 г. Касимова Рязанской области
О практической фонетике в обучении русскому языку учеников из семей мигрантов
Выездные консультации для педагогов и диагностика обучающихся в школе №47 города Калуги
Школьная масленица по-малоярославски
Русский как иностранный в школах со значимой долей учеников из семей мигрантов
Контактная информация:
Омельченко Елена Александровна, профессор кафедры культурологии, и.о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ,
тел. +7 (916) 652-22-50, e-mail: ea.omelchenko@mpgu.su;
Криворучко Татьяна Васильевна, ведущий специалист Центра историко-культурных религий и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ,
тел. +7 (915) 064-32-41, e-mail: tv.krivoruchko@mpgu.su