Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

С 2021 года реализуется преемственный предыдущему проект, также поддержанный Фондом президентских грантов, под наименованием «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях»


Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Вселенная Южного Урала: лучшие практики языковой и социокультурной адаптации детей с миграцией в истории

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Семинар для педагогов и итоговая диагностика детей из семей мигрантов в Балабаново

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

У России немало провинций, и России без них не прожить: в проект по адаптации детей-инофонов включились школы

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

В образовательных организациях Томска провели диагностику детей-инофонов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Мурманск активно включился в проект по языковой и социокультурной адаптации детей с миграцией в истории семьи

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Заполярье согревает: дети с миграцией в истории семьи в школах Надымского района

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Омск на связи: ищем новые пути адаптации детей-инофонов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Социокультурная адаптация за полярным кругом: погружение в язык и культуру

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Консультации по работе с детьми-инофонами продолжаются: онлайн-встреча с Курском

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Омск на связи: ищем новые пути адаптации инофонов и билингвов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Многонациональный островок Оренбуржья – школа № 46

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Многонациональный класс – это большие возможности или поиск новых форм уроков?

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Многонациональная школа в предгорьях Кавказа: онлайн-консультирование по вопросам РКИ и адаптации детей мигрантов продолжается

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Полиэтничные классы как средство формирования межкультурных ценностей в российских региональных школах

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

В Cаратовской области прошли ознакомительные сессии по организации методической работы для обучающихся с

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Русский как иностранный на Севере России: в режиме онлайн-конференций прошли встречи с директорами и

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Здесь помогают всем детям: онлайн-совещание с директором Центра психолого-педагогической, медицинской и

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Межкультурная коммуникация в сельских условиях: встреча-знакомство с Полукотельниковской школой из Курской области

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

На связи Томск: продолжается серия ознакомительных консультаций со школами в рамках межрегионального проекта по адаптации детей с миграционной историей в школах России

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Стартовала серия ознакомительных консультаций со школами в рамках президентского гранта, посвященного адаптации детей с миграционной историей в школах России

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Участие в методическом семинаре по обучению детей-инофонов в Калужской области


2021 год


Проект реализуется в 2020–2021 гг. Московским педагогическим государственным университетом (кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» ИСГО) во взаимодействии с АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера».

В рамках проекта, в активном сотрудничестве с органами управления образованием десяти субъектов Российской Федерации, формируется сеть образовательных организаций – ресурсных центров по языковой и социально-культурной адаптации и интеграции обучающихся из семей иноэтничных мигрантов. К началу марта 2021 года в проект включились 32 образовательные организации – школы, детские сады, колледжи, институты развития образования из Московской, Калужской, Ивановской, Рязанской, Свердловской, Ленинградской, Новосибирской областей, Пермского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и города Санкт-Петербурга.

Отчетная презентация по I этапу проекта

Отчетная презентация по II этапу проекта

Для администрации и педагогов образовательных организаций России:

  • проводятся индивидуальные и групповые консультации по работе с семьями международных мигрантов и этнических меньшинств;
  1. Таблица выездных очных консультаций и проведения диагностики в регионах РФ.
  2. Методические рекомендации для школ_организация работы по языковой и социокультурной адаптации.
  3. Фотоотчет о дистанционных консультациях и очных встречах (часть 1).
  4. Фотоотчет о выездных консультациях и очных встречах (часть 2).
  • организуется участие педагогов и администрации образовательных организаций в межрегиональных онлайн-семинарах и тренингах по освоению методик, технологий и лучших педагогических практик интеграции детей из семей международных мигрантов, слабо владеющих русским языком и нуждающихся в социальной и культурной адаптации;
  1. Обучающие вебинары для образовательных организаций (март – июнь 2021 года).
  • организуется знакомство педагогов с технологиями входной, промежуточной и итоговой диагностики уровня владения языком детей из семей иноэтничных мигрантов;
  1. Диагностика уровня языковой адаптации обучающихся.
  2. Диагностика уровня культурной адаптации обучающихся.
  • ведется обучение управленческим и педагогическим подходам к организации интенсивной языковой подготовки детей с применением методики «русский как иностранный»;
  • организуются мастер-классы лучших педагогов-практиков, работающих в классах со значимой долей обучающихся из семей мигрантов;
  1. Рекомендации по организации и содержанию работы с обучающимися из семей мигрантов
  • даются рекомендации по подбору учебных и учебно-методических материалов для совершенствования учебной работы и языковой адаптации детей из семей мигрантов;
  • оказывается содействие школам в организации работы по социально-культурной адаптации обучающихся из семей мигрантов путем интеграции в план учебно-воспитательной работы занятий и тренингов по теме «Русская культура, традиции и уклад жизни в российском обществе», мероприятий по отработке навыков межкультурного диалога в ученическом и педагогическом коллективах.

Задача проекта – помочь образовательным организациям со значимой долей обучающихся из семей мигрантов перестроить свою работу таким образом, чтобы проблему адаптации детей мигрантов превратить в ресурс устойчивого развития школы, совместно преодолеть риски отставания и неуспешности, обеспечить положительную динамику образовательных результатов в классах, где учатся дети-инофоны. Коллектив специалистов МПГУ, занятых в реализации данного проекта, имеет более чем 20-летний успешный опыт работы на этом направлении, участвует в качестве экспертов в реализации мероприятий Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и нацелен на конкретную практическую помощь российским образовательным организациям, обучающим детей из семей мигрантов.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.


Межрегиональная педагогическая конференция «Адаптация и интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования»

Программа конференции

19 октября 2021 года специалисты Центра «Этносфера», кафедры ЮНЕСКО и факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ провели Межрегиональную педагогическую конференцию «Адаптация и интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования». Мероприятие состоялось в рамках проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России», реализуемого в 2020-2021 гг. с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.

Участниками Межрегиональной педагогической конференции стали учителя начальной и основной школы, педагоги дополнительного образования, администрация школ, воспитатели и методисты детских садов, учителя-логопеды, работающие с детьми-инофонами, из Калуги, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Надыма, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, города Москвы и Московской области, других регионов России.

Темы, представленные педагогами в качестве презентации своей деятельности по адаптации детей из семей мигрантов, имеют широкий охват: от подготовки воспитанников детского сада к поступлению в 1-ый класс до интенсивной тренировки выпускников-инофонов к ОГЭ и ЕГЭ по школьным предметам, в том числе по русскому языку.

Учителя поделились методическим опытом, приобретённым во время проекта с учётом уже сформированных компетенций в области преподавания русского языка как иностранного; рассказали об инструментах, применяемых сегодня в их образовательных организациях, как в рамках обычных занятий, так и в рамках работы на факультативах. Коллеги представили опыт в виде презентаций, тезисов и научных статей.

Материалы конференции будут опубликованы в сборнике докладов в электронном виде с размещением в РИНЦ. Запись трансляции конференции доступна на канале youtube Центра «Этносфера». Подробный отчет о конференции размещен здесь.

Мы благодарим педагогов за интересную и продуктивную работу на конференции, надеемся на дальнейшее продуктивное сотрудничество и взаимодействие.

Проект «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» реализуется МПГУ и Центром «Этносфера» при поддержке Фонда президентских грантов. Наша главная задача – помочь образовательным организациям со значимой долей обучающихся из семей мигрантов перестроить свою работу таким образом, чтобы проблему адаптации детей мигрантов превратить в ресурс устойчивого развития школы, совместно преодолеть риски отставания и неуспешности, обеспечить положительную динамику образовательных результатов в классах, где учатся дети с миграционной историей.

Следите за новостями проекта на сайте Центра «Этносфера» http://www.etnosfera.ru  и странице сайта МПГУ http://mpgu.su/integration

#РКИ #этносфера #поликультурная_школа #ИСГО_МПГУ #школа_талантов #учимся_на_русском #дети-инофоны #умнаяшкола

Информационный отчет о конференции


Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Как выстроить успешное взаимодействие с родителями из семей мигрантов?

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Интеграцию детей-инофонов средствами образования обсудили на межрегиональной педагогической

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Выездная диагностика в Центре образования деревни Янино Ленинградской области

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

О психолого-педагогических аспектах работы с детьми из семей мигрантов и их родителями

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Выездная диагностика учеников с миграционной историей в школе №3 города Малоярославца

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Консультация по работе с детьми из семей мигрантов для школы №4 города Касимова Рязанской области

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Специалисты Центра «Этносфера» провели диагностику детей из семей мигрантов в школе деревни Путилково Московской

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

«Это у молодых учителей выгорание, а нам некогда»: диагностика детей-инофонов и встреча с педагогами в калужской школе

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Телемост «Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы (Москва –

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Более 20 консультаций за последние две недели провели специалисты Центра «Этносфера» для школ со значимой долей

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Продолжаются консультации для школ со значимой долей учеников из семей мигрантов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Консультация по итогам диагностики детей с миграционной историей в Каринской СОШ Московской области

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Консультация по итогам диагностики учеников-инофонов в школе №3 г. Котельники

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Круглый стол по обмену опытом – итоговое мероприятие 2020/2021 учебного года

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Педагогический практикум к Всемирному дню беженца «Бежать нельзя остаться»

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

О формировании индивидуальной образовательной траектории для языковой адаптации детей из семей мигрантов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Опыт Новосибирска по интеграции детей мигрантов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

О развитии речевой деятельности детей-инофонов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

На Урале с любовью: опыт Москвы и диагностика детей-инофонов в школе № 147 г. Екатеринбурга

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Здоровье Урала в надежных руках: подписание договора о сотрудничестве со Свердловским областным медицинским

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

О трудностях русской грамматики: как сделать обучение детей-инофонов более эффективным

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Технологии языковой адаптации детей-инофонов: текст как единица обучения

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Об инновационных технологиях поликультурного воспитания и образования

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Дошколятам-инофонам заговорить по-русски проще всего

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Пермская многопрофильная школа «Приоритет» встречает московских педагогов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Диагностика детей-инофонов и педагогический круглый стол в Култаевской средней школе

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Диагностика детей из семей мигрантов и встреча с педагогами школы №4 г. Касимова Рязанской области

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Диагностика уровня адаптации детей из семей мигрантов и встреча с педагогами Малостуденецкой средней школы

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Педагоги города Рыбное заинтересованы в развитии компетенций по работе с детьми иноэтничных мигрантов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

О практической фонетике в обучении русскому языку учеников из семей мигрантов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Выездные консультации для педагогов и диагностика обучающихся в школе №47 города Калуги

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Школьная масленица по-малоярославски

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Русский как иностранный в школах со значимой долей учеников из семей мигрантов

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

На семинаре с педагогами третьей школы в Котельниках обсудили вопросы языковой и социокультурной адаптации детей из семей

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Интерактивная лекция по методике проведения лингводидактической диагностики – для школ, детских садов и

Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России

Начались интерактивные лекции для педагогических коллективов и методистов образовательных организаций

Контактная информация:

Омельченко Елена Александровна, профессор кафедры культурологии, и.о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ,
тел. +7 (916) 652-22-50, e-mail: ea.omelchenko@mpgu.su;

Криворучко Татьяна Васильевна, ведущий специалист Центра историко-культурных религий и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ,
тел. +7 (915) 064-32-41, e-mail: tv.krivoruchko@mpgu.su

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги