19 апреля 2022 года была организована онлайн-консультация для администрации МБОУ СОШ № 15 г. Курска. Участники консультации обсудили задачи и ключевые направления проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» в 2022 году, этнокультурный состав школ, организацию работы по языковой и социально-психологической адаптации учащихся с миграцией в истории семьи, работу с родителями.
В МБОУ СОШ № 15 города Курска 530 обучающихся. Детей-инофонов немного. Особую тревогу у педагогов и администрации вызывают ребята из Узбекистана, которые пришли в среднюю школу без знания русского языка. На родине эти дети учились хорошо, но в новой для них стране успеваемость упала. Да и как может быть иначе, если язык обучения тебе незнаком? Директор школы Татьяна Владимировна Шевелёва считает, что с первоклассниками-инофонами с методической точки зрения работать значительно проще, в отличие от обучающихся из среднего звена.
Основная проблема, как во многих регионах РФ в том, что в семьях, в бытовой сфере дети-инофоны общаются на родном языке, поэтому некоторым медленнее дается усвоение русского языка. Педагоги создают разные условия адаптации: как школьные мероприятия, так и специализированные уроки, чтобы смягчить культурный шок инофонов, попавших в иную языковую среду. Коллеги заинтересованы в применении новых учебных пособий, разработанных сотрудниками Центра «Этносфера» и кафедры ЮНЕСКО МПГУ и нацелены на адаптацию обучающихся-мигрантов, видят значимость и необходимость посещения семинаров, связанных с темой естественного и искусственного билингвизма для поиска новых техник и средств преподавания русского языка как иностранного в реалиях полиэтничной школы.
Во встрече приняли участие директор, Татьяна Владимировна Шевелёва, а также Елена Омельченко, генеральный директор Центра «Этносфера», декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ; Анна Шевцова, научный руководитель проекта, профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Татьяна Криворучко, главный методист проекта, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ и Марина Дорохова, специалист кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» ИСГО МПГУ.
В ходе консультаций была достигнута договоренность о проведении очной диагностики учащихся-инофонов по всем видам речевой деятельности и ознакомлении педагогического коллектива школ с апробированными учебниками и учебно-методическими комплексами по РКИ, предлагаемыми Центром «Этносфера» и МПГУ, обмене опытом по социально-культурной адаптации, методике РКИ и организации взаимодействия с родителями.
Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанный Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования.
Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/
РКИ #этносфера #поликультурнаяшкола #ИСГОМПГУ #школаталантов #учимсянарусском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #детисмиграционнойисторией