1 апреля 2021 года главный методист проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов России» Т.В. Криворучко посетила сельскую «Малостуденецкую среднюю школу» Рязанской области. В рамках поездки была проведена диагностика языковой адаптации учеников первого и второго классов, для которых русский язык не является родным.
Школа села Малый Студенец немногочисленная, но довольно многонациональная. Дети из семей мигрантов учатся совместно с русскоязычными детьми и, в целом, не испытывают серьезных языковых барьеров, справляясь с общеобразовательной программой. При проведении диагностики по методике «русский как иностранный» выявлены некоторые проблемы в субтестах «Говорение» и небольшие проблемы с восприятием информации на слух.
Темой встречи с педагогическим коллективом школы во время визита стали особенности обучения детей-инофонов. Интерес к участию в проекте проявила как администрация, так и практически все учителя начальной школы, учителя-предметники. Большинство педагогов готовы освоить методические принципы обучения русскому языку как иностранному, знакомиться с прошедшими апробацию технологиями и применять их в процессе занятий с детьми, осваивать методы и подходы обучения в поликультурном классе. В рамках проекта школе подарены комплекты учебных и учебно-методических пособий по РКИ, даны консультации по содержательной части книг и их использованию на уроках внеурочной деятельности.
На встрече с педагогами затрагивались и вопросы психолого-педагогической поддержки таких детей, и сложности в работе с семьями инокультурного происхождения. На сегодняшний день некоторые проблемы возникают в связи с тем, что многие родители, особенно мамы, не владеют русским языком, поэтому не могут помочь детям в выполнении домашнего задания. В семье общаются только на родном языке, поэтому у детей недостаточно практики разговорной речи.
В Малостуденецкой школе созданы уникальные возможности для всех учащихся: они могут проявить свои творческие способности на уроках труда и во внеурочное время. Особенно много работ в технике резьбы по дереву: на стенах и в предметах воссозданы целые сюжеты из быта русских людей, фрагменты православных праздников и библейских сюжетов, портреты известных людей и т.д. Создание такой развивающей и обучающей среды и включение в эту творческую атмосферу детей-инофонов становится важным способом социальной адаптации – социализации детей из семей мигрантов.