С 12 по 14 мая 2021 года в рамках реализации президентского проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» специалисты Московского педагогического государственного университета и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» посетили три образовательных организации Новосибирска: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №71», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №77» и МАДОУ «Детский сад № 439 комбинированного вида». Все образовательные учреждения были рекомендованы для включения в проект Министерством образования Новосибирской области.
В контингенте этих школ и детского сада – значительное количество детей из семей мигрантов. В школе №71, расположенной на месте, в котором долгое время находился самый большой вещевой рынок области, на данный момент 53% обучающихся – дети, для кого русский язык не является родным. Коллектив школы во главе с директором разработал авторскую управленческую модель, которая прошла апробацию в Новосибирском институте управления и представлена на совете директоров. Школа №77, где на данный момент около 40% детей-инофонов, долгое время была экспериментальной площадкой, на которой апробировались разные адаптационные модели. Педагоги обучали детей дополнительно русскому языку в так называемых предподготовительных классах, была разработана система оценивания качества знаний для детей, плохо владеющих русским языком и др. В школе ведется большая работа по гражданскому воспитанию, есть музей истории школы, проводятся праздники национальных культур.
Несмотря на имеющийся опыт работы в данном направлении, школы нуждаются в помощи по организации системной работы с детьми, испытывающими трудности в освоении учебной программы из-за незнания русского языка. Этнический состав таких детей – езиды, которые составляют большую долю обучающихся-инофонов, киргизы, таджики, узбеки, цыгане. Большинство детей-инофонов – в начальной школе. Специалисты Центра «Этносфера» провели диагностику на уровень владения русским языком по всем видам речевой деятельности с более чем сотней детей из семей мигрантов – учащихся школы №71 и №77.
В ходе встреч педагоги школ выразили желание пройти курсы повышения квалификации по обучению русскому как иностранному и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов. Интерес был проявлен к участию в большем количестве проектов по гражданскому и поликультурному воспитанию детей и молодежи. Выражена готовность представить свой опыт и узнать об опыте коллег из других регионов на межрегиональной площадке, если таковая будет организована.
Педагоги и воспитатели детского сада №439 нуждаются в консультациях по вопросам работы с родителями детей-инофонов. По словам заведующей Волченко Веры Михайловны, учителя чаще общаются с папами детей, так как большинство мам вовсе не владеют русским языком. Второй запрос – повышение квалификации по коррекционной педагогике. Четверть детей в детском саду – дети с ОВЗ, часть из них – из семей мигрантов. В свою очередь, коллектив дошкольного учреждения готов поделиться опытом реализации до 2010 года проекта по межнациональным отношениям «Развитие межнационального взаимодействия с детьми дошкольного возраста». К сожалению, в детском саду нет программы языковой и социокультурной адаптации детей из семей мигрантов дошкольного возраста, что затрудняет процесс более мягкого включения детей в среду воспитательного и образовательного процесса. Востребованными оказались все учебные и учебно-методические пособия издательства «Этносфера», которые привезли и оставили в подарок педагоги Москвы. Новосибирские коллеги выразили готовность к совместному написанию учебных программ и публикациям.