24 февраля состоялся второй обучающий вебинар – интерактивная лекция для педагогических коллективов, методистов и администрации образовательных организаций – участников проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России». Его темой стала «Комплексная лингводидактическая диагностика как обязательный инструмент современного учителя в поликультурной школе: практическая методика». С помощью участия в данном вебинаре команда исполнителей проекта готовит учителей школ и колледжей к совместному проведению диагностики детей с миграционной историей, слабо владеющих русским языком. Такая диагностика должна быть комплексной, системной и методичной, направленной на проверку коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности, что поможет разработать оптимальный образовательный маршрут для каждого ребенка-инофона и обеспечить комфорт всех участников образовательного процесса.
Проведение входной диагностики определяет уровень владения русским языком по четырем видам речевой деятельности и дает возможность рекомендовать образовательный маршрут для дальнейшего обучения. Это позволяет ускорить процесс не только языковой, но и социокультурной и психологической адаптации, разрешить межличностные проблемы, помочь ребенку мягко включиться в образовательный процесс. Лингводидактическая диагностика (входная, промежуточная, итоговая) должна быть комплексной, системной и методичной, направленной на проверку коммуникативных умений обучающихся во всех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Участников вебинара познакомили с основными задачами проведения лингводидактического тестирования, успешными методиками и практиками проведения диагностических субтестов.
В качестве ведущих вебинара выступили Т.А. Шорина, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования, и главный методист Центра «Этносфера» Т.В. Криворучко. Татьяна Александровна познакомила слушателей с целями и задачами тестирования, с проведением диагностических тестов, состоящих из пяти субтестов, рассказала об особенностях диагностических заданий, степени сложности заданий. Татьяна Васильевна предложила вниманию слушателям «Методические рекомендации по организации лингводидактической диагностики детей-инофонов в условиях школы», акцентируя внимание слушателей на основных критериях выбора образовательного маршрута для детей зарубежных мигрантов; на необходимости психолого-педагогической диагностики при приеме этой категории детей в школу; на видах контроля (входное, промежуточное, итоговое тестирование, текущий контроль).
Проект реализуется АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» во взаимодействии с МПГУ, с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Наша главная задача – помочь образовательным организациям со значимой долей обучающихся из семей мигрантов перестроить свою работу таким образом, чтобы проблему адаптации детей мигрантов превратить в ресурс устойчивого развития школы, совместно преодолеть риски отставания и неуспешности, обеспечить положительную динамику образовательных результатов в классах, где учатся дети с миграционной историей.