Участием в проекте «Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях» заинтересовались школы Республики Саха (Якутия)

В рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» 11 октября 2022 г. состоялся ряд онлайн-встреч со школами Республики Саха (Якутия). Во встречах приняли участие директор школы №32 г. Якутска Лидия Николаевна Афанасьева, директор школы №18 г. Нерюнгри Лариса Тутова, заместитель директора школы №13 г. Якутска Татьяна Александровна Федотова, педагог дополнительного образования Молонова Агафия Семеновна. Со стороны Московского педагогического государственного университета и Центра «Этносфера» во встречах участвовали: Елена Омельченко, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО, руководитель Центра «Этносфера»; Анна Шевцова, научный руководитель проекта, профессор кафедры культурологии ИСГО; Татьяна Криворучко, главный методист проекта, научный сотрудник МПГУ и Алистер Орлов, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования.

Участники консультации обсудили задачи и ключевые направления проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» в 2022 году, этнокультурный состав обучающихся школ, обратившихся за помощью, организацию работы по языковой и социально-психологической адаптации учащихся с миграцией в истории семьи, работу с родителями.

Школа № 32 находится на окраине Якутска, где стоимость аренды жилья ниже, чем в других районах города. Именно этот фактор, по словам Лидии Афанасьевой, влияет на наполняемость детьми-инофонами. Школа сотрудничает с «Республиканским центром психолого-медико-социального сопровождения», который оказывает практическую помощь семьям мигрантов в социально-психологической адаптации. Для поддержания позитивного межкультурного диалога руководство школы взаимодействует с землячествами. В качестве дополнительной языковой адаптации учителя, владеющие методикой преподавания иностранных языков, проводят занятия по русскому языку с опорой на методику РКИ. Педагоги школы заинтересованы в методической поддержке и специальной литературе, повышении квалификации, а также в налаживании связей со школами, сталкивающимися с похожими вызовами.

В школе №18 г. Нерюнгри — более 850 учеников, но детей-инофонов не так много. В основном, это ребята из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Основная проблема заключается в том, что ни один из педагогов не владеет методикой преподавания РКИ и не знает, как работать с подобными учениками. И ещё важным фактором, негативно влияющим на качество образования, является частая смена школы такими детьми по причине регулярных переездов семей. На протяжении нескольких лет школа № 18 является республиканской инновационной площадкой, реализующей модель инклюзивного образования, в связи с этим в школе обучается 130 детей с особыми образовательными потребностями.

Школа №13 г. Якутска поистине многонациональна – здесь можно встретить представителей более 20 этносов и этнических групп. По словам заместителя директора Татьяны Александровны, 130 детей — инофоны, и 40 из них испытывают большие трудности в изучении русского языка. Педагог дополнительного образования Агафия Семёновна Молонова рассказала о созданном при школе межнациональном клубе «Культура народов Республики Саха», фестивале «В семье единой», а также о проводимой языковой адаптации на внеурочных занятиях по русскому языку для детей-инофонов.

Участники встреч договорились о проведении очной диагностики учащихся-инофонов по всем видам речевой деятельности и ознакомлении педагогического коллектива школ с апробированными учебниками и учебно-методическими комплексами по РКИ, предлагаемыми Центром «Этносфера» и МПГУ, обмене опытом по социально-культурной адаптации, методике РКИ и организации взаимодействия с родителями.

Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанный Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования.

Подробнее о проекте можно узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/ 

#РКИ #этносфера #поликультурная_школа #ИСГО_МПГУ #школа_талантов #учимся_на_русском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #дети_с_миграционной_историей

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги