В рамках проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов России» 30 марта состоялись выездные консультации и семинар для педагогов в МБОУ «Рыбновская средняя школа №1» Рязанской области.
Директор и педагогический коллектив образовательного учреждения: учителя начальной школы, русского языка и литературы, учителя-предметники проявили высокую заинтересованность в участии в межрегиональном проекте. В школе учатся 683 ребенка, из них 44 – дети-инофоны (азербайджанцы, армяне, аварцы, цыгане, украинцы и другие), это 6,4% от общего числа учащихся.
Из разговора с директором школы и педагогами выяснилось, что дети не испытывают языковых трудностей и хорошо справляются с программой обучения в общеобразовательных классах. Вместе с тем, в работе с такими учениками отмечаются некоторые трудности психолого-педагогического и методического характера. Учитывая эти обстоятельства, педагоги хотели бы регулярно получать рекомендации от специалистов РКИ и психологов, знакомых с особенностями работы в многонациональном классе. Кроме того, педагогический коллектив высказал готовность освоить методику и применение различных технологий в области русского языка как иностранного.
Город Рыбное находится рядом с Рязанью, близко от Москвы. В столицу мигранты едут за хорошо оплачиваемой работой, а местом проживания для своей семьи выбирают небольшие города с дешевым жильем – такие, как Рыбное. В следующем учебном году еще несколько детей из семей мигрантов предполагают поступать в школу №1, поэтому коллектив, хочет быть готовым к обучению и адаптации детей-инофонов.
На семинаре для учителей разговор шел о межкультурной компетентности педагога. Участники обсудили несколько кейсов – ситуационных заданий, диагностические и информационные материалы. В школе работают педагог-психолог и учитель-логопед, которые тоже изъявили желание получить знания по этому вопросу и познакомиться с особенностями работы с детьми-инофонами, чтобы использовать их в своей практике, в процессе обучения детей. У учителей бывают некоторые сложности во взаимодействии с родителями, которые не владеют русским языком, особенно с мамами: они не могут помочь детям в выполнении домашнего задания и проконтролировать качество его выполнения. В семье общаются только на родном языке, нет важной для детей-инофонов практики русской разговорной речи.
Педагогическому коллективу «Рыбновской средней школы №1» были переданы в дар более 20 учебных и методических пособий для работы с детьми-инофонами. Сотрудничество с образовательными организациями Рязанской области продолжается.
Межрегиональный проект «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов России» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Наша главная задача – помочь образовательным организациям со значимой долей обучающихся из семей мигрантов перестроить свою работу таким образом, чтобы проблему адаптации детей мигрантов превратить в ресурс устойчивого развития школы, совместно преодолеть риски отставания и неуспешности, обеспечить положительную динамику образовательных результатов в классах, где учатся дети с миграционной историей.