Наши издания
С 1996 года при поддержке Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы и Департамента образования города Москвы, Центр «Этносфера» издает ежемесячный информационно-аналитический и просветительский журнал «Этносфера», адресованный участникам общественных движений и национально-культурных объединений, россиянам и соотечественникам за рубежом, чья деятельность связана с укреплением атмосферы межнационального согласия и гражданского мира в России и Москве. Подробную информацию о журнале, архив статей, содержания и анонсы статей текущих номеров читайте на странице журнала.
С 1997 года издается научно-информационный альманах «Этнодиалоги». Вначале он выходил как приложение к журналу «Этносфера» и представлял собой сборник материалов по одному из тематических направлений – например, «Закон и этничность», «Образование и этнокультурное сотрудничество», «Москва-Кавказ: диалог культур». С 2002 года в альманахе, который стал ежеквартальным, публикуются научные статьи и практические образовательные материалы по темам «Международное и межрегиональное сотрудничество», «Поликультурное образование», «Миграция и мигранты, вопросы интеграции мигрантами средствами образования», «Межкультурная коммуникация, вопросы взаимодействия религии и образования», «Русский язык и российские соотечественники за рубежом». На странице альманаха «Этнодиалоги» можно познакомиться с полным списком публикаций этой серии и опубликованными статьями за 2004-2009 годы.
В издательстве Этносфера опубликовано много сборников, обобщающих опыт столичного образования по развитию международного сотрудничества и работы в рамках основных направлений ЮНЕСКО («Ассоциированные школы ЮНЕСКО и международное образование», «Европейская школа XXI века» (на русском и английском языках), «Московская школа и ЮНЕСКО») , воспитанию и образованию детей младшего возраста («Московское образование: от младенчества до школы» ,«Воспитание и образование детей младшего возраста: зарубежный опыт» ,«Воспитание и образование детей младшего возраста» (по материалам Международного педагогического форума)), социально-культурной адаптации и интеграции международных мигрантов средствами образования («Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы») , межнациональным отношениям и межкультурной коммуникации («Этнические процессы и межнациональные отношения в московском мегаполисе»). К 75-летию Департамента образования города Москвы был издан цветной альбом «Московское образование» (на русском и английском языках), также выходили в свет материалы и выступления руководителя Департамента образования города Москвы на английском, французском и русском языках. Издан и пользуется большим спросом сборник «Международное образование и московская школа», куда вошли основные инновационные учебные программы и описания наиболее интересных реализуемых кафедрой проектов.
Значительное место в публикациях Центра «Этносфера» занимают издания по вопросам развития русского языка и культуры, поддержки соотечественников за рубежом: «Живая душа русского мира» (М., 2004); «Русский язык вне России» (М., 2005); «Русский язык без границ» (М., 2005); «Русский язык в диалоге культур» (М., 2007). По итогам Международных форумов пушкинских школ были опубликованы сборники материалов.
По заказу Департамента образования города Москвы в издательстве Центра «Этносфера» в 1999 году увидело свет учебное пособие для старших классов общеобразовательной школы «Народоведение» в двух томах. Пособие подготовлено на кафедре международного образования Московского института открытого образования в сотрудничестве с преподавателями и научными сотрудниками кафедры этнологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Института этнологии и антропологии РАН. В 2002 году была начата серия изданий «Практикум межнационального общения»: в ней вышли книги/учебные пособия «Такие разные, а так похожи» и «Где посеяны зубы дракона?».
Издательский дом «Этносфера» уделяет большое внимание разработке и публикации учебно-методических пособий для языковой и социально-культурной адаптации мигрантов и межкультурной коммуникации. Пособия по русскому языку как иностранному разработаны при научно-методическом сопровождении кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе». Пособия рассчитаны на учащихся, не владеющих или слабо владеющих русским языком, и могут использоваться как в общеобразовательных учреждениях, работающих по программам РКИ, различных культурно-образовательных центрах системы дополнительного образования, а также для самостоятельных занятий родителей с детьми. Среди них – учебно-методический комплект «Уроки русской речи»в 2-х частях (автор первой части – О.Н. Каленкова, авторы второй части – О.Н. Каленкова, И.Е. Шатилова). Учебно-методические комплекты предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, не владеющих русским языком.
Учебно-методический комплект представляет собой книгу для учителя (сценарий уроков) и набор красочных иллюстраций, которые помогут детям понять и усвоить учебный материал. В условиях, когда говорение и аудирование предшествуют чтению и письму, эти тематические листы являются основным рабочим материалом во время коллективной и индивидуальной деятельности обучаемых. Изданные пособия соответствуют первому и второму концентру обучения. Конечная цель учебного курса по данным пособиям – подготовка ребенка, не владеющего русским языком, к поступлению в первый класс общеобразовательной московской школы.
Комплект учебных пособий для детей 8-12 лет «Русский язык: от ступени к ступени» (авторы частей 1-3 – Е.В. Какорина, Т.В. Савченко, Л.В. Костылёва, авторы частей 4-6 – Т.В. Савченко, О.В. Синёва, Т.А. Шорина). Это пособие рассчитано на детей-мигрантов, овладевших навыками чтения и письма и имеющих запас слов не менее 500-700 лексических единиц. Части пособия соответствуют основным направлениям изучения русского языка как иностранного. Это «Грамматика и лексика в упражнениях», «Слушаем, говорим, читаем и пишем», «Лексика, грамматика и орфография в стихотворных и прозаических текстах», «Грамматика в упражнениях, текстах, диалогах», «Слышим, говорим и запоминаем». Авторы пособия большое внимание уделяют развитию не только устной, но и письменной форм речи, а также аудированию. В пособии используются тексты различных жанров и стилей: учебно-научные и публицистические тексты, произведения художественной литературы (небольшие рассказы, стихотворения), фольклорный материал (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, народные приметы, крылатые выражения). Большое внимание уделяется диалогам в различных коммуникативных ситуациях. Одновременно решается задача подготовки детей, для которых русский язык не является родным, к восприятию таких дисциплин, как «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык и литература».
Учебный материал пособия может изучаться как самостоятельный курс в течение года, либо как корректировочный для дополнительного образования. В идеале материал программы изучается в течение года и распределён по трём концентрам, каждый из которых имеет свои методические и образовательные задачи. В конце каждого концентра даётся тестовая работа для оценки уровня усвоения материала. В то же время все три этапа обучения теснейшим образом связаны между собой, так как каждый последующий концентр повторяет, расширяет и дополняет уже известную детям языковую и культурологическую информацию, создавая прочную основу знаний учащихся.
Учебно-методический комплект «Учимся в русской школе» в 2-х частях (авторы – О.Н. Каленкова, Т.Л. Феоктистова и Е.В. Менчик) представляет собой лексико-грамматический курс по русскому языку как иностранному. Он состоит из двух книг – для учителя и ученика и рассчитан на год обучения детей-мигрантов в начальной или средней школе. Главная задача этого учебного пособия – сформировать у детей навыки активного, психологически свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в меняющейся языковой ситуации. Конечная цель обучения – обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе российской школы.
Еще один учебно-методический комплект «Наш дом – планета Земля», разработанный специалистами кафедрой международного образования, предназначен для использования в начальных классах при преподавании дисциплины «Окружающий мир». Авторы пособия исходят из необходимости раннего гражданского и этнологического образования детей и, опираясь на образовательные стандарты дисциплины «Окружающий мир», включают в ее содержание дополнительную граждановедческую, этнологическую, религиоведческую и экологическую информацию, что позволяет трансформировать дисциплину в интегративный курс по культуре мира. В целом учебный курс находится в русле исследований, изучающих и разрабатывающих формы, методы и приемы активизации учебного материала в школьном образовании применительно к поликультурному коллективу.
В 2009 году разработано и издано уникальное по своему содержанию учебно-методическое пособие по социально-культурной адаптации мигрантов «Особенности повседневного уклада жизни русских». Автор пособия – профессор кафедры ЮНЕСКО МИОО, зам. директора Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук М.Ю. Мартынова. Цель пособия – познакомить людей, приехавших в Россию из зарубежных стран, с основными традициями, обычаями, этикетом и образом жизни русского населения, а также с нормами повседневного поведения, принятыми в нашей стране. В книге рассказывается как о богатом историческом и культурном наследии России, так и о современных тенденциях развития российского общества. Пособие предназначено для использования в качестве учебного материала в рамках курсов языковой и социально-культурной адаптации мигрантов, на различных тренингах, для самостоятельного изучения мигрантами и всеми, кто интересуется российской историей и культурой, современным укладом жизни россиян. В книге много цветных иллюстраций, часть из них – репродукции картин и фоторабот российских художников, подобранных по смыслу к текстам каждой из глав.
Еще одно необычное издание – «Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку» (авторы – кандидаты филологических наук О.Н.Каленкова и Т.Л. Феоктистова). В пособии изложены основные принципы организации входного, промежуточного и итогового тестирования по русскому языку как иностранному детей школьного возраста. Подобраны материалы для проведения собеседований и тестирований по всем четырем видам речевой деятельности (говорение, письмо, чтение и аудирования) с детьми разных возрастных категорий (6-9 лет, 10-11 лет и 12-14 лет). Сборник поможет администрации образовательных учреждений и учителям РКИ провести тестирование и правильно оформить результаты.