Эксперты из вузов, московских школ и общественных организаций обсудили, как влияют современные миграционные процессы на систему школьного образования

20 сентября 2023 года в Московском доме национальностей прошел круглый стол «Влияние современных миграционных процессов на систему школьного образования» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме». В работе приняли участие представители высших учебных и научных заведений, национальных общественных организаций, эксперты в области этнокультурного развития, педагогический состав и студенты вузов г. Москвы и приглашенные гости.  

Со вступительным словом на семинаре выступила научный руководитель и модератор цикла семинаров «Этнокультурный компонент в современной российском образовании и социуме» Марина Юрьевна Мартынова, главный научный сотрудник, руководитель Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (далее – ИЭА РАН), доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор. Марина Юрьевна поприветствовала присутствующих, рассказала о целях и задачах мероприятия, посвященного проблематике этнокультурного образования, огласила повестку и регламент работы круглого стола.

На семинаре прозвучало четыре основных тематических доклада. Первый сделала Омельченко Елена Александровна, руководитель АНО Центра содействия межнационального образования «Этносфера», председатель Комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета, доктор исторических наук. В рамках темы «Ученики с миграционной историей в российских школах» Елена Александровна рассказала об актуальных изменениях в законодательстве, базовых принципах и компонентах российской системы образования, а также о межрегиональных исследованиях, проведенных в 2020-2023 гг. в 20 субъектах Российской Федерации, в которых была проанализирована текущая ситуация, сложившаяся в ряде российских образовательных организаций в связи с включением в контингент обучающихся значительного числа детей из семей международных мигрантов, пребывающих на территории России.

Даниил Александрович Александров, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, кандидат биологических наук, выступил с сообщением на тему: «Обучение и интеграция детей-мигрантов в школах». Он рассказал об итогах исследования петербургских ученых с большим массивом полученных данных из Калужской, Ленинградской, Московской и Новосибирской областей. Эти исследования показали, что дети-мигранты в российских школах в целом отличаются высоким уровнем мотивации к обучению, и их интеграция идет успешно, а школьные коллективы хорошо их принимают – уровень популярности и дружба со сверстниками не отличается от таковых в среде этнического большинства. Длительные трудности в обучении возникают только у учащихся, приехавших в подростковом и раннем подростковом возрасте, когда языковые компетенции формируются труднее, чем в дошкольном и ранне-школьном возрасте.

С докладом «Организация деятельности Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан» выступила Сизова Татьяна Ивановна, руководитель Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Она рассказала о последних мероприятиях, реализованных Министерством просвещения РФ и ФКРЦ при МГППУ по сбору и обобщению лучших практик российских школ со значимой долей обучающихся с миграционной историей, уточнению статистических данных, проведению учебных вебинаров для педагогов и руководителей и т.п.

Евгения Юрьевна Шипилова, учитель русского языка и литературы ГБОУ г. Москвы №956 рассказала о практике преподавания курса «Русский язык как второй родной. Особенности работы с детьми-мигрантами» в московской школе. Евгения Юрьевна рассказала об основных вопросах, с которыми пришлось столкнуться при организационной работе с учениками, имеющими миграционную историю, а также поделилась личным опытом психолого-педагогического взаимодействия с этой категорией детей в условиях школы.

Завершая мероприятие, Марина Юрьевна поблагодарила участников за продуктивную работу и активное обсуждение докладов.

Елена Омельченко с использованием материалов ГБУ «МДН».

Фото: ГБУ «МДН».

Похожие записи:

Популярные книги

Все книги