Приемы психолого-педагогического сопровождения классов, где учатся дети с миграционной историей

22 марта 2023 года состоялся методический вебинар для российских образовательных организаций «Приемы психолого-педагогической работы с классом, в котором обучаются несовершеннолетние иностранные граждане и дети с миграционной историей». Провела вебинар Марина Юрьевна Чибисова, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук. Методическое мероприятие организовано совместно Московским педагогическим государственным университетом и Московским государственным психолого-педагогическим университетом при организационной поддержке АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера».

Создание положительного социально-психологического климата является основой для адаптации ребенка не только к новым учебным реалиям, но и к новой культуре в целом. Именно поэтому, по словам ведущего вебинара, важно помнить, что это процесс двусторонний, где каждая из сторон обменивается культурно важной информацией. Так, практика проведения межкультурных тренингов значительно улучшает коммуникацию между учащимися, ведет к пониманию культурных различий и ценностей как своей, так и другой культуры. Предметом обсуждения на вебинаре также стала деятельность по психологической и социокультурной адаптации детей мигрантов с помощью таких методических приемов, как межкультурное интеграционное краеведение, театральная деятельность, «Живая библиотека».

Театральная деятельность, учебная драматизация, игровые психолого-педагогические технологии давно используются в методике преподавания РКИ. Они призваны реализовать симулятивное или подражательное общение с помощью создания условий, максимально приближенных к условиям реального общения. В качестве постановок предлагается использовать прецедентные тексты, то есть наиболее важные для интеграции в иную культуру, и для школьного уровня это, прежде всего, фольклорные и авторские сказки. Автор вебинара обратила особое внимание на то, что практически любой ребенок может принять участие в данном виде деятельности, но важно правильно распределить социальные и психологические роли, что предполагает значительный личностно-профессиональный потенциал педагога, педагога-психолога – организатора данного мероприятия.  

Прием «Живая библиотека», о котором было рассказано автором, может быть успешно использован в качестве межкультурного, коммуникативного и психологического тренинга. Это дает возможность вступить в диалог с человеком определенной профессии, этнической или социальной принадлежности и взглядов, задать ему вопросы, в том числе специально отобранные по уровню владения русским языком, но в то же время приблизиться к использованию свободной речи. Данные «истории», по словам одного из участников вебинара, могут быть интегрированы в театральную деятельность, о которой говорилось выше, что ведёт к своеобразной преемственности, когда сначала будущие постановщики лично переживают эту историю, а потом принимают участие в воссоздании услышанного через театр.

В конце вебинара Марина Юрьевна Чибисова и Ольга Сергеевна Павлова пригласили участников вебинара принять участие в курсе повышения квалификации по социально-культурной адаптации детей-инофонов, который будет проходить в сентябре 2023 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета.

В методическом вебинаре приняли участие представители более 40 образовательных организаций, в том числе школы, детские сады, ЦПМПК – участники проектов «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» и «Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях», реализуемых при поддержке Фонда президентских грантов. Подробнее о проектах можно узнать на сайте МПГУ www.mpgu.su/integration и сайте https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/ 

Алистер Орлов, Елена Омельченко

#РКИ #этносфера #поликультурная_школа #ИСГО_МПГУ #школа_талантов #учимся_на_русском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #дети_с_миграционной_историей

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги