Консультация для педагогов и участие в районном методическом семинаре по вопросам адаптации детей из семей мигрантов

16 марта 2023 года на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа д. Кривское имени В.В. Мигунова» состоялся районный семинар «Социализация детей-инофонов. Из опыта работы школы». На семинаре присутствовали директора и педагоги из 11 школ Боровского района Калужской области, а также специалисты из Москвы: Криворучко Т.В., главный методист проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов Центром «Этносфера и МПГУ;  научный сотрудник, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Кричкин А.В., и  методист Федерального координационного ресурсного центра по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан МГППУ Цаларунга С.В.

На данный момент в Кривской школе из общего контингента обучающихся 38% детей имеют миграционную историю. Директор школы Елена Михайловна Селезнева рассказала коллегам о сложившейся в школе системе социализации и адаптации детей-инофонов. Благодаря слаженной работе педагогического состава и активному сотрудничеству с Московским педагогическим государственным университетом и Центром содействия межнациональному образованию «Этносфера», в школе удаётся решать проблему социализации детей-инофонов. Система социализации в Кривской школе складывается из восьми направлений: изучение РКИ и литературы во внеурочное время (3 ч. в неделю), музейная и театральная практики (все дети-инофоны занимаются в театральном кружке), работа социальной службы школы, состоящей из педагога-психолога, логопеда, социального педагога и нейропсихолога, работа с родителями таких детей и социализация через изучение православной культуры.

Участники семинара посетили фрагменты занятий с детьми-инофонами, проводимых школьными учителями: два фрагмента урока РКИ, которые представили педагоги начальных классов Мыльникова М.В. и Черныш Н.А., и занятие нейропсихолога с учащимися 1-го класса.

Учитель начальных классов школы Черныш Н.А. рассказала о системе работы с классом, где более 50% – это дети из семей иноязычных мигрантов, среди учеников есть также дети с ОВЗ. Наталья Алексеевна поделилась своим опытом по сплочению коллектива, по развитию эмоционального интеллекта детей и медиации конфликтов среди обучающихся на межнациональной основе. В процессе всего занятия ни у кого из присутствующих не возникло даже подозрения, что перед нами такой непростой детский коллектив.

На занятии у педагога начальных классов Мыльниковой Марины Владимировны мы увидели классический урок РКИ с фонетической разминкой, интересными приемами работы с лексикой, с текстом и включением визуальных материалов в процессе урока. Ребята работали активно и с большим интересом.

На занятии с 1 «Б» классом, где 90% детей имеют миграционную историю, нейропсихолог Валентина Олеговна Брицина показала, как на практике применяются элементы когнитивной психологии для развития эмоционального интеллекта обучающихся.

Перед началом работы семинара обучающиеся школы показали небольшой концерт, подготовленный детьми разных национальностей, проживающих на территории Калужского края. Гости также посетили музей школы, в котором экскурсию для них провели обучающиеся из семей иноязычных мигрантов. В процессе рассказа по экспонатам музея дети читали стихи, посвященные героям Калужской области и деревни Кривское. Гости из Москвы и педагоги Боровского района оценили значимость музейной и театральной технологий для обучения детей-инофонов. Проигрывание коммуникативных ситуаций, инсценировки способствуют развитию языковых навыков: работает основной принцип – от речевого опыта к правилу, когда речевой образец не просто заучивается, а происходит естественное овладение в ходе повторения различных коммуникативных ситуаций.

Главный методист Центра «Этносфера», научный сотрудник МПГУ и МГППУ Татьяна Васильевна Криворучко рассказала о поддержанных Фондом президентских грантов «Интеграция детей из семей иноязычных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» и «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях Российской Федерации», в которых сотрудничают и взаимодействуют более 90 образовательных организаций из 20 субъектов РФ. Докладчик обратила внимание на важность проведения диагностики детей для построения образовательного маршрута, подробно остановилась на теме «Текст как единица обучения», призвала всех педагогов, в том числе и педагогов-предметников, на начальном этапе работы с детьми-инофонами давать им адаптированный текст, а в дальнейшем – уже предъявлять авторский текст.

Алексей Владимирович Кричкин провел мастер-класс по созданию интерактивных упражнений на платформах: WordWall, LearningApps, Plickers, а также продемонстрировал специализированные интернет-ресурсы в помощь современному педагогу для языковой и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов.

Светлана Викторовна Цаларунга рассказала коллегам, насколько важно формировать у детей-инофонов речевой этикет. Отличия менталитета детей из разных стран вызывают недопонимание между обучающимися, что приводит к конфликту, который можно было избежать, если бы дети с самого начала изучали этикет общения. Участники семинара также получили информацию о работе Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан Московского государственного психолого-педагогического университета.

Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанный Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования. Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/ 

Алексей Кричкин, Татьяна Криворучко

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги