Социокультурная адаптация за полярным кругом: погружение в язык и культуру

15 и 19 апреля 2022 года были организованы онлайн-консультации для администраций мурманских школ № 53 и № 28. Во встречах приняли участие директор МБОУ СОШ № 53 Татьяна Николаевна Корчилова, директор МБОУ СОШ № 28 Ирина Владимировна Чашук, заместители директора по УВР Наталья Николаевна Андрейченко и Виктория Викторовна Шовская, а также Елена Омельченко, генеральный директор Центра «Этносфера», декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ; Анна Шевцова, научный руководитель проекта, профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Татьяна Криворучко, главный методист проекта, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ и Марина Дорохова, специалист кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» ИСГО МПГУ.
Участники консультации обсудили задачи и ключевые направления проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» в 2022 году, этнокультурный состав школ, организацию работы по языковой и социально-психологической адаптации учащихся с миграцией в истории семьи, работу с родителями.
В МБОУ СОШ № 53 учится 736 человек, некоторые из этих ребят – инофоны из Узбекистана, Таджикистана, других стран, а также из Республики Дагестан (РФ). Основная часть обучающихся-инофонов сосредоточена в начальных и средних классах. Иногда образовательная организация вынуждена принимать поступающего ребенка по уровню на класс ниже, в связи с языковым барьером и отсутствием возможности коммуницировать. В такой ситуации знание специальных технологий и методов преподавания русского языка как иностранного усилило бы возможность успешного развития ребенка с миграционной историей и предотвратило нерациональное перераспределение обучающихся в специализированные классы коррекции, деятельность которых зачастую далека от работы по языковой адаптации ребенка-инофона.
В МБОУ СОШ № 28 учится 290 человек, около 30% из которых дети-инофоны из Киргизии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. Особую тревогу у педагогов и администрации вызывают дети, не владеющие русским языком. Основная проблема, как и во многих регионах РФ, заключается в том, что в семьях, бытовой сфере дети-инофоны общаются только на родном языке, поэтому некоторым медленнее дается усвоение русского языка В городе Мурманске есть возможность пройти специализированные курсы по изучению русского языка как иностранного, но не более 5% обучающихся могут посетить эти курсы из-за удаленного расположения. Это одна из причин, объясняющих высокую заинтересованность школы в освоении новых моделей по адаптации мигрантов.
Следует отметить, что педагоги СОШ №53 и СОШ №28 создают разные условия адаптации: как школьные мероприятия, так и специализированные уроки, чтобы смягчить культурный шок инофонов, попавших в иную языковую среду. Коллеги заинтересованы в применении новых учебных пособий, разработанных сотрудниками Центра «Этносфера» и кафедры ЮНЕСКО МПГУ и нацелены на адаптацию обучающихся-мигрантов, видят значимость и необходимость посещения семинаров, связанных с темой естественного и искусственного билингвизма для поиска новых техник и средств преподавания русского языка как иностранного в реалиях полиэтничной школы.
В ходе консультаций была достигнута договоренность о проведении очной диагностики учащихся-инофонов по всем видам речевой деятельности и ознакомлении педагогического коллектива школ с апробированными учебниками и учебно-методическими комплексами по РКИ, предлагаемыми Центром «Этносфера» и МПГУ, обмене опытом по социально-культурной адаптации, методике РКИ и организации взаимодействия с родителями.
Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанный Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования.

Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/

РКИ #этносфера #поликультурнаяшкола #ИСГОМПГУ #школаталантов #учимсянарусском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #детисмиграционнойисторией

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги