На связи Томск: продолжается серия ознакомительных консультаций со школами в рамках межрегионального проекта по адаптации детей с миграционной историей в школах России

На связи Томск: продолжается серия ознакомительных консультаций со школами в рамках межрегионального проекта по адаптации детей с миграционной историей в школах России
На связи Томск: продолжается серия ознакомительных консультаций со школами в рамках межрегионального проекта по адаптации детей с миграционной историей в школах России

Серия из трех онлайн-консультаций 5 апреля 2022 г. была организована для администрации и педагогов томских школ № 28 (директор – Нина Алексеевна Гринькова) и № 16 (директор – Елена Владимировна Астраханцева).

Во встречах приняли участие директор школы № 28 г. Томска Нина Алексеевна Гринькова, заместитель директора по УВР начальной школы Галина Анатольевна Вялова, педагог начальной школы Елена Александровна Земская, директор Заозерной СОШ № 16 г. Томска Елена Владимировна Астраханцева, ее заместитель по инновационной и научно-методической работе Марина Владимировна Мартынова, а также Елена Омельченко, генеральный директор Центра «Этносфера», декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ; Анна Шевцова, научный руководитель проекта, профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Татьяна Криворучко, главный методист проекта, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ и Марина Дорохова, специалист кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» ИСГО МПГУ. Участники консультации обсудили задачи и ключевые направления проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» в 2022 году, этнокультурный состав школ, организацию работы по языковой и социально-психологической адаптации учащихся с миграцией в истории семьи, работу с родителями.

В школе № 28 г. Томска – больше тысячи учеников, но детей-инофонов не так много. В основном это ребята из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, которые учатся в начальной и основной школе. Для тех, кто почти не владеет русским языком, педагоги организуют интенсив по РКИ в начале учебного года (занятия проходят по субботам и между школьными сменами), но и в дальнейшем педагоги особое внимание обращают на социокультурную и психологическую адаптацию детей-инофонов, коммуникативные навыки, активно взаимодействуют с родителями-мигрантами, которые очень заинтересованы в образовании своих детей. Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации в Региональном центре развития образования (г. Томск), разработали свою образовательную программу по РКИ. Гордость школы – музей «Русская изба», играющий важную роль в социокультурной адаптации, и театральные постановки по фольклорным произведениям, в которых заняты дети с миграцией в истории семьи.

Заозерная СОШ № 16 Томска хорошо известна в городе. Это одна из старейших образовательных организаций Томска, которая сейчас стала крупным многопрофильным учебным комплексом, где учится 2800 детей. Только первых классов в параллели набирают пятнадцать! Местоположение старого корпуса близ Центрального рынка объясняет то, что в школе учится множество детей с миграцией в истории семьи, а всего среди учеников Заозерной школы – представители тридцати этносов и этнических групп. В школе действует Центр русского языка, Этнокультурный центр, разработаны специальные программы по РКИ, литературному чтению для детей-инофонов и программы социокультурной адаптации с региональной спецификой. Это единственная школа за Уралом, где преподаются украинский и польский языки в рамках программы по сохранению славянских языков народов России. Интенсивный двухмесячный курс по русскому как иностранному адресован тем ребятам, которые не владеют языком обучения. Его реализуют при поддержке Регионального центра развития образования (г. Томск). В школе также организуется стажировка для педагогов из Томска и Томской области, работающих в классах с большой долей детей из семей мигрантов. В период пандемии педагоги школы отсняли серию видеоуроков по русскому языку и литературному чтению для детей-инофонов. Кроме того, в школе разработаны тесты по РКИ (базовый и элементарный уровни) и методические рекомендации, касающиеся коррекции типичных ошибок при обучении русскому языку.

В ходе консультации была достигнута договоренность о проведении очной диагностики учащихся-инофонов по всем видам речевой деятельности и ознакомлении педагогического коллектива школ с апробированными учебниками и учебно-методическими комплексами по РКИ, предлагаемыми Центром «Этносфера» и МПГУ, обмене опытом по социально-культурной адаптации, методике РКИ и организации взаимодействия с родителями. Особый интерес вызвала возможность посмотреть на открытые уроки по РКИ московских педагогов и изучить опыт столичных образовательных организаций в деле адаптации детей с миграцией в истории семьи средствами образования.

Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанный Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования.

Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/

#РКИ #этносфера #поликультурная_школа #ИСГО_МПГУ #школа_талантов #учимся_на_русском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #дети_с_миграционной_историей

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги