Наиболее значимые мероприятия российских вузов, направленные на формирование позитивного имиджа отечественной системы высшего образования

Подготовлено МАПРЯЛ

В настоящем обзоре рассматриваются ключевые мероприятия российских учреждений высшей школы, реализованные в 2021 году на территории Российской Федерации и направленные на укрепление имиджа российской системы высшего образования, развитие научных исследований и укрепление региональных научных школ в области русского языка, литературы и культуры.

Памятные мероприятия. Цикл памятных мероприятий РОПРЯЛ в мае открыл Костомаровский форум, проведенный Институтом русского языка им. А.С. Пушкина 24-28 мая. Мероприятие, посвященное памяти основателя института, одного из создателей МАПРЯЛ, выдающегося ученого-русиста Виталия Григорьевича Костомарова (1930-2020), проходило на протяжении 5 дней и объединило 22 мероприятия по таким темам, как русский язык в науке и на постсоветском пространстве, в российской и зарубежной школе, искусственный интеллект, современная речевая культура, язык банкиров и музыкантов, литературная дипломатия.
Память другого выдающегося ученого-русиста, академика Л.А. Вербицкой была также отмечена на VIII Конгрессе РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России». Конгресс проводился 6-8 октября 2021 года в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета и стал крупнейшим событием в области академической русистики в рассматриваемый период: в мероприятии приняли участие 230 делегатов из 46 городов России.
Пленарное заседание открыл доклад вице-президента РОПРЯЛ, проректора – начальника Управления по работе с талантливой молодежью Московского государственного университета, академика РАО Татьяны Владимировны Кортава, посвященный научному наследию Л.А. Вербицкой в контексте современной лингвистики. В своем выступлении вице-президент РОПРЯЛ обозначила неразрывную научную связь научной деятельности Л.А. Вербицкой с достижениями ее учителей, М.И. Матусевич и Л.Р. Зиндера, которые возглавили передовое в то время направление отечественной лингвистики, связанное с изучением проблем автоматического распознавания речи, создания программ для механизмов декодирования команд, передаваемых голосом человека. Докладчик заострила внимание на уникальных научных достижениях, сделанных Л.А. Вербицкой в области фонетики и орфоэпии во время ее работы в Ленинградском государственном университете. Идеи, выдвинутые ученым, стали фундаментальной основой многих научных работ и пособий по фонетике для инофонов, и целого раздела в рамках научного направления «Культура устной речи», поскольку в докторской диссертации Людмилы Алексеевны были исследованы произносительные варианты литературного языка и просторечия, территориальных и социальных диалектов.
Ярким эмоциональным моментом пленарного заседания стал доклад директора Института русской литературы (Пушкинского дома) Российской академии наук, профессора Валентина Вадимовича Головина. Свое выступление он посвятил актуальной проблеме хрестоматийных текстов – общеизвестных произведений, которые прочно присутствуют в народном сознании, часто цитируются в повседневной речи, однако смысл которых не декодируется современным носителем языка, что и представляет педагогическую проблему. Актуальные аспекты научных исследований в области современного русского языка раскрыли в своих выступлениях профессор Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН, профессор Екатерина Владимировна Рахилина (доклад «Национальный корпус русского языка: новые направления и новые лингвистические ресурсы»), доцент кафедры общего языкознания им. Л.А. Вербицкой Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Владимировна Блинова (доклад «Простые и изощренные методы оценки языковой сложности в применении к русским правовым текстам»). С направлениями деятельности Уральской семантической школы в контексте лингвистики конца XX – начала XXI века собравшихся познакомила основатель школы, заведующий кафедрой фундаментальной и прикладной лингвистики и текстоведения УрФУ, профессор Людмила Григорьевна Бабенко.
Работу конгресса продолжили заседания по 6 тематическим направлениям, охватывающим широкий спектр вопросов научного описания, изучения и популяризации русского языка и литературы как в России, так и за ее пределами. Традиционно яркой и оживленной была работа дискуссионных площадок, в этом году посвященных лексикографии, литературе Урала, информатизации преподавания русского языка, обучения детей-билингвов, а также лингводидактическому сопровождению преподавания различных предметов в российской школе. С трансляциями мероприятий конгресса можно ознакомиться на официальном канале МАПРЯЛ и РОПРЯЛ в Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCtiiz_YgWvAsk-TDzge15TQ
Междисциплинарные проекты. В различных проектах, проходящих внутри России, был реализован междисциплинарный подход, задействующий представителей различных областей науки.
Так, 23 апреля на базе Московского педагогического государственного университета в шестой раз состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам». Мероприятие было организовано лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании Института филологии МПГУ. На конференции обсуждались вопросы, связанные с метапредметной ролью русского языка в системе общего и высшего образования. Примечательно, что в качестве стимула к повышению качества образования на конференции рассматривались вопросы лингводидактической подготовки учителей-предметников, языкового оформления подачи и объяснения материала на уроках химии, биологии, физики, математики, других предметов в школе, а также круг вопросов, связанных с «лингвистическим контуром» вузовской подготовки специалистов-нефилологов. По мнению разработчиков метапредметного подхода, внимание к языковому аспекту и его преломление в методике преподавания соответствующих предметов позволяет существенно повысить как языковую, так и предметную грамотность учащихся. Примечательно, что на призыв к научному диалогу со стороны педагогов-русистов активно откликаются учителя других дисциплин.
К обсуждению интегрирующей роли русского языка в преподавании других дисциплин активно подключаются учреждения высшей школы в регионах России. Примером такой дискуссии стала III Международная научно-практическая конференция «Открытие русского мира: преподавание РКИ и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве», которую провел Юго-Западный государственный университет в г. Курск 27-28 мая. На одном из направлений конференции рассматривались теоретические, прикладные и лингводидактические аспекты преподавания общеобразовательных дисциплин иностранным гражданам.
Конференции для молодежи. Своеобразной «приметой времени» становятся конференции российских университетов, призванные стимулировать интерес к филологической науке у молодых ученых и даже юных учащихся. Наиболее яркой и масштабной стала XXIV Открытая конференция студентов-филологов, которая проходила 19-24 апреля 2021 года в Санкт-Петербургском государственном университете. Мероприятие проходило в дистанционном формате и объединило около 400 студентов, представляющих учебные заведения России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Примечательно, что повестка мероприятия охватывала практически все ключевые современные направления филологической науки, как в сфере языкознания, так и литературоведческие. 30 секций конференции были объединены в 8 тематических направлений, в числе которых было и направление «Русский язык».
Примечательно, что организационную часть столь представительного собрания также взяли на себя студенты: члены Студенческого научного общества филологического факультета СПбГУ взяли на себя роль сомодераторов большинства секций. Весьма ценно и то, что материалы всех секций представлены в свободном доступе в группе конференции на видеохостинге Youtube: https://www.youtube.com/user/studlingspbu/videos
Еще одна конференция, объединившая будущих филологов, состоялась 25-26 февраля. XXV Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех» была посвящена теме «Язык и профессия: взгляд молодых». Первый день конференции проходил в дистанционном, а второй – в смешанном формате. Учредителями конференции выступили Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, а также школа № 1561 ЮЗАО г. Москвы. В работе конференции приняли участие более 140 школьников Москвы, Санкт-Петербурга, регионов Российской Федерации, а также стран СНГ и Балтии. Зарубежные гости представляли Казахстан, Латвию, Белоруссию. Школьники представили более 100 докладов на одиннадцати секциях.
На юбилейной конференции было проведено три круглых стола. Первый был посвящен теме «Русский язык современной литературы», его ведущим выступил известный российский писатель Андрей Геласимов. Предметом обсуждения на втором круглом столе стал вопрос «Словари русского языка в цифровую эпоху: какими они должны быть?». Немало заинтересованных откликов вызвал и третий круглый стол «Взгляд технологических компаний на успешную карьеру лингвиста», проведенный Андреем Дроздовым, техническим руководителем отдела искусственного интеллекта компании ImpacTech (Республика Кипр). Участие представителей компаний-работодателей в лингвистических конференциях представляется весьма перспективным, поскольку позволяет наряду с научно-просветительской функцией успешно решать задачи профориентации молодежи.
Еще одним ярким научным событием, направленным на молодежную аудиторию, стала состоявшаяся 20 апреля в Санкт-Петербурге XIII международная студенческая научно-практическая конференция «Международная коммуникация в науке, культуре и образовании». Это мероприятие проводилось крупным центром подготовки иностранных учащихся, Институтом русского языка как иностранного РГПУ им. А.И. Герцена, и было направлено на аудиторию будущих педагогов-русистов и переводчиков зарубежья: в нем приняли участие 52 молодых ученых из 16 зарубежных стран, в том числе из Боливии, Вьетнама, Италии, Казахстана, Китая, Бурунди, Гвинеи, Узбекистана, Румынии. Представляя результаты своих научных исследований, все участники конференции использовали научный стиль речи и полемические приемы, свойственные жанру академической дискуссии. Особенность данной конференции состоит в том, что ежегодно её организуют не сотрудники университета, а сами иностранные учащиеся – магистранты 2 курса Института РКИ под руководством преподавателей. Дистанционный формат не снизил «эффект присутствия»: на 6 научных секциях зачитывались доклады, проходили прения, дискуссии, по итогам конференции выдавались сертификаты, готовится сборник научных трудов.
Еще 2 заметных мероприятия для молодых и будущих русистов состоялись в апреле 2021 года на площадке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Это IХ Межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные вопросы теории и методики преподавания филологических дисциплин в системе общего образования» (12 апреля), а также II Межрегиональная научно-практическая конференция школьников и абитуриентов «Путь к слову» (19 апреля). Тематические направления студенческой конференции были сформулированы достаточно точно и рельефно, что говорит о стремлении организаторов заинтересовать молодых ученых актуальными темами для дискуссий и исследований, продемонстрировать широкий спектр применения филологических знаний: от теории и методики преподавания русского и церковнославянского языка – к методике преподавания культуры речи и риторики, современным педагогическим технологиям изучения биографий и творчества выдающихся ученых-филологов, онтолингвистике. В свою очередь, вниманию школьников было предложено совместными усилиями ответить на вопросы, понятен ли язык Пушкина сегодняшнему читателю, что именно меняется в русском языке, каков речевой портрет современного школьника, как влияют иностранные языки на русскую речевую культуру, что такое злоречие и почему оно является своеобразной «духовной болезнью» нашего общества.
Мероприятия по методике преподавания РКИ. Продолжает всесторонне развиваться методика преподавания русского языка в иноязычной аудитории, о чем свидетельствует популярность научных конференций соответствующей направленности. Это развитие имеет два основных вектора: первый, формально-технический, затрагивает особенности реализации цифровых обучающих ресурсов и сервисов на фоне полного или частичного перехода на дистанционный формат обучения. Интерес профессионального сообщества постепенно смещается от обсуждения классов и видов цифровых сервисов к вопросам, связанным с организацией учебного процесса и воспроизводства в цифровом формате неотъемлемых компонентов учебного процесса, таких как контроль, активизация самостоятельной работы, обеспечение языковой среды. Второй вектор сопряжен с актуализацией, переосмыслением содержания обучения РКИ применительно к характеристикам учащейся аудитории – главным образом, к их этнокультурным особенностям и профессиональным запросам.
Наиболее масштабным мероприятием в данной области стал V Международный конгресс руководителей и преподавателей подготовительных факультетов вузов РФ «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность», традиционно проходящий на базе Российского университета дружбы народов. С 17 по 20 ноября в различных мероприятиях конгресса приняло участие свыше 400 делегатов (руководителей, преподавателей, методистов), что говорит о широком представительстве различных регионов России, осуществляющих рекрутинговую деятельность. На форуме обсуждались вопросы, посвященные новым форматам реализации программ довузовской подготовки в условиях цифровой трансформации образовательной среды, номенклатуре цифровых средств обучения, обеспечения качества дистанционного обучения и контроля знаний.
Важно отметить, что конгресс позволил представить процесс довузовской подготовки иностранцев в России как целостную непротиворечивую систему: на 9 секциях этого мероприятия обсуждались теоретические и методологические основы современной лингводидактики, вопросы организации учебного процесса на довузовском этапе в условиях интеграции онлайн- и офлайн-форматов, особенности организации внеучебной работы, тестирования, обучения научному стилю речи, критерии оценки качества образовательных программ и другие аспекты деятельности подготовительных отделений. Ярким событием в рамках форума также стал форум для зарубежных преподавателей «Обучение русскому языку в многоязычном мире: схожие цели – разные подходы».
Еще одно масштабное событие в области методики преподавания РКИ состоялось в Санкт-Петербурге на базе Института РКИ РГПУ им. А.И. Герцена. Представители 70 вузов из 29 регионов России и 9 зарубежных стран присоединились к работе конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории», которая проводилась уже в тринадцатый раз. Результатами своих научных исследований и практическими открытиями с коллегами поделились представители Армении, Беларуси, Германии, Грузии, Испании, Китая, Узбекистана, Украины.
Наряду с общими вопросами научного описания методики преподавания РКИ, охватывающими лингвистическую парадигматику, на конференции также рассматривались и узкоспециальные направления, отражающие вопросы методической интерпретации фактов языка и коммуникации в специализированных областях, например, в подготовке инженерно-технических специалистов, медиков, военных. Развитие технических средств и мультимедийных сервисов, а также переход на дистанционный формат обучения выдвигают на первый план вопросы разработки как отдельных учебных пособий, так и целых учебных комплексов, гибко встраиваемых в систему образования той или иной страны.
Результаты работы конференции показали, что неизменно высоким остается интерес и к вопросам использования художественных текстов на занятии РКИ, причем этот интерес реализуется как в аксиологическом плане (нравственно-философская проблематика, особенности «образа мысли» писателя как носителя русской культуры), так и в методическом отношении (как и прежде, преподаватели живо интересуются вопросами разработка системы притекстовых упражнений, адаптации текстов для аудитории различных уровней, составление лингвострановедческих комментариев).
Не остались за рамками событийной повестки РОПРЯЛ и локальные мероприятия, посвященные вопросам цифровизации обучения русскому языку как иностранному. Примечательным в этой связи стал онлайн-семинар «РКИ в эпоху пандемии», проведенный 27 апреля центром «Златоуст» совместно с Русским домом науки и культуры в Париже для 600 специалистов из 68 стран мира. Представители центра продемонстрировали ассортимент разработанных средств цифровой поддержки обучения: комплексные онлайн-курсы по языку и литературе, системы тестовых тренажеров, библиотеки адаптированных книг для обучения чтению, пакеты викторин и олимпиад и многое другое.
Анализ проводимых в последние годы мероприятий показывает, что и в столице, и в региональных центрах складывается понимание области русского языка как иностранного как общей платформы, интегрирующей весь вузовский образовательный контент для иностранных студентов в России. Характерный пример рассмотрения РКИ в таком ключе представляет собой Первая международная межвузовская научно-практическая конференция «РКИ: лингвометодическая образовательная платформа», которая состоялась 21 мая в Белгороде на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. Соорганизатором конференции выступила группа партнерских вузов из Китая, России, Словакии, Узбекистана: Китайский нефтяной университет, Благовещенский государственный педагогический университет, Харбинский научно-технический университет, Университет Кирилла и Мефодия в Трнаве, Каршинский государственный университет.
Работа конференции была организована по 11 тематическим направлениям, в числе которых, наряду с общими вопросами методики преподавания РКИ, обсуждались проблемы онлайн-обучения, психолингвистики, обучения переводу, языковой прагматики. Участники конференции выступили с докладами, раскрывающими интеграционный потенциал образовательных программ в области русского языка как иностранного, а также поделились мнениями по вопросам реализации языковой политики в мировом образовательном пространстве.
Наряду с методическими вопросами, научное сообщество в рассматриваемый период обсуждало и законодательные инициативы, регулирующие практику проведения экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации для различных категорий иностранных граждан. Экспертный круглый стол по этой социально острой теме состоялся 27 апреля на площадке Российского университета дружбы народов. Участники экспертного совещания обсудили ключевые положения законодательных документов, регулирующих процедуры проведения экзамена, требования к уровню владения русским языком, которые будут предъявляться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, сдающим экзамен. В работе круглого стола приняли участие специалисты из ведущих вузов Российской Федерации, в числе которых МГУ, СПбГУ, Институт Пушкина, Тюменский государственный университет, РУДН, Тихоокеанский государственный университет и др.
Завершил содержательную повестку года на данном направлении международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве», который был организован 6-10 декабря Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина в партнерстве с 4 университетами стран СНГ: Кыргызско-Российским славянским университетом, Российско-Таджикским (славянским) университетом, Белорусско-Российским университетом, Российско-Армянским университетом.
Мероприятия культурологической, в том числе лингвокультурологической направленности. В рассматриваемый период состоялось несколько крупных научных форумов, посвященных культурологической составляющей гуманитарного образования, нравственно-философским аспектам взаимодействия русской культуры с культурами других народов как внутри России, так и за ее пределами. Примером такого научного события является Международный форум языков и культур, проходивший с 27 по 30 мая на базе Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета. Программа форума вобрала в себя три научно-практические конференции: «Русский язык и литература: ментальный мост между Европой и Азией», «Европейские языки и культуры как пространство научно-прикладных исследований в современном мультидисциплинарном контексте», а также «Россия и Китай: языковой и культурный диалог».
Одним из наиболее наглядных в буквальном смысле этого слова примеров диалога культур, отражения взаимодействия народов между собой является региональная ономастика, интерес к которой продолжает расти в последние годы. Эта тема стала одним из центральных направлений для еще одного мероприятия культурологической направленности, международного форума «Русский язык в поликультурном и образовательном пространстве Юга России и Северного Кавказа», который проходил в Майкопе 20-22 мая. Форум был организован кафедрой русского языка Адыгейского государственного университета совместно с Лабораторией региональной ономастики данного вуза и Дагестанским государственным университетом. Предмет ономастики, имена собственные, был всесторонне рассмотрен как на уровне произведений литературы, так и в произведениях фольклора многонационального Кавказа, а также в современных текстах рекламы. Участникам форума был представлен проект «Словообразовательно-этимологического словаря топонимов Северного Кавказа», подготовленный коллективом Адыгейского университета под руководством профессора А.Н. Абрегова. Как и на других мероприятиях, рассмотренных выше, в программе форума была предусмотрена и молодежная секция: «Имя рода – история народа», работу которой возглавил профессор Дагестанского государственного университета М.Р. Багомедов.
Вопросы ономастики развернуто обсуждались и на других мероприятиях, проходивших в России в рассматриваемый период: например, на Международной конференции «Ономастика Поволжья», которая состоялась в Оренбурге на базе филологического факультета ОГПУ 11-12 ноября.
Фестивали, олимпиады, конкурсы. Все более интенсивно членами РОПРЯЛ проводятся мероприятия конкурсной направленности – олимпиады, фестивали, конкурсы чтецов, что говорит о высоком социальном запросе на подобные инициативы.
В Сибирском федеральном университете с 19 по 22 февраля в рамках празднования Международного дня родного языка и Дня памяти святого равноапостольного Кирилла состоялась XII Международная студенческая интернет-олимпиада по русскому языку. Олимпиада проводилась дистанционно по 3 направлениям: для студентов гуманитарных специальностей, для студентов негуманитарных специальностей и для иностранных студентов.
С 1 января по 1 октября издательский дом «IPR Media» провел международный конкурс публикаций и образовательного контента по РКИ «IPR CONTEST: РКМ — Русский как международный» в партнерстве с СПбГУ, РОПРЯЛ, фондом «Русский мир» и Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина. В конкурсе приняли участие преподаватели русского языка как иностранного и неродного российских и зарубежных учебных заведений, а также преподаватели, осуществляющие частную практику преподавания РКИ в России и за рубежом. Участникам конкурса предстояло отобрать лучший российский и лучший зарубежный учебник РКИ, лучшее мультимедийное (интерактивное) задание, лучший онлайн-урок на платформе РКИ и лучший онлайн-курс. Такой конкурс свидетельствует, во-первых, о динамичном развитии средств обучения РКИ, во-вторых, о стремлении выделить ранжировать множество имеющихся разработок, выделив из этого множества наиболее успешные решения.
Еще один крупный фестиваль для иностранных учащихся состоялся 14-15 апреля в Саратовском национальном исследовательском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского. Прологом ко второму фестивалю «РКИ в СГУ» стала Межвузовская лингвострановедческая олимпиада по русскому языку «Мозаика русского слова», которая прошла 3 апреля для иностранных студентов саратовского вузовского кластера. На тематических круглых столах участники фестиваля осмыслили особенности преподавания РКИ в условиях пандемии, в том числе особенности дистанционного контроля знаний учащихся, управления обратной связью во время урока, характерные проблемы онлайн-набора на подготовительные отделения. Эти и другие вопросы были проанализированы на материале сообщений коллег-русистов из Чехии, Китая, Италии, США, Узбекистана. О русской ментальности не только в языке и речи, но и в научном дискурсе в рамках открытой онлайн-лекции рассказала известный российский методист, профессор Московского государственного университета Т.Е. Владимирова. Активное участие иностранные студенты приняли в лингвострановедческой игре «Умом Россию не понять?».
Еще один фестиваль для зарубежной и российской студенческой молодежи состоялся на площадке Дальневосточного федерального университета под названием «Это мой родной язык!». Основная задача фестиваля – стимулировать активность учащихся, предложив им представить историю, культуру и язык своей страны или своего региона. Жанровая палитра выступлений была достаточно широка: для конкурсного отбора принимались песни и поэтические произведения на родном языке, каллиграфические отрывки, записи танцев, презентации о родном языке и культуре. Все работы публиковались на странице организаторов на Facebook и в Youtube, победители были объявлены 1 апреля.
Содержательно емкой и масштабной стала международная интернет-олимпиада по русскому языку, организованная Сибирским федеральным университетом. Финал мероприятия, проводимого в 12 раз, был подведен 5 марта среди студентов гуманитарного и негуманитарного профилей (265 студентов из 20 вузов России), а также среди иностранных студентов Узбекистана, Румынии, Мьянмы и Великобритании. Направление «русский язык как иностранный», помимо студентов зарубежных вузов, заинтересовало иностранцев, обучающихся в России. Это были студенты из Китая, Йемена, Германии, Марокко, Мьянмы, Афганистана, Танзании, Лаоса, Гаити, Гвинеи, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана и других стран.
Задания для гуманитарного направления требовали эрудиции, культуры анализа языковых фактов и умения аргументированно рассуждать на заданную тему. К примеру, участникам предложено было составить несколько фраз в жанре спортивного комментария, определить риторический приём в высказывании древнеримского философа Сенеки, найти устаревшие языковые единицы в стихотворении А.С. Пушкина, порассуждать об особенностях наименования улиц и др. Наиболее сложным для студентов оказалось задание, в котором нужно было высказать аргументированное мнение по поводу современной «моды» на образование феминитивов.
В свою очередь, студенты негуманитарного направления соревновались в сочинении похвалы почерку в форме гекзаметра и в записывании кулинарных рецептов в виде математической формулы. Задания для иностранных студентов предполагали понимание оттенков лексического значения, отличное знание русской пунктуации, а также умение создавать собственные тексты на русском языке. В одном из заданий иностранным студентам нужно было закончить рассказ с необычным и интригующим началом.
Широкую палитру творческих конкурсов задействовали в своих программах и другие соревнования языковой и страноведческой направленности: VI Международный межвузовский онлайн-фестиваль «Я учусь в России» во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, а также олимпиада для иностранных студентов в Казани. Казанская олимпиада, организованная на базе Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ в апреле 2021 года, проходила в II этапа: на первом иностранцы участвовали в командных состязаниях, на втором – в индивидуальных.
В первом туре иностранные студенты состязались в знаниях лексики, грамматики, фонетики и даже на короткое время попробовали себя в роли писателей. На этапе конкурса «Мастерская писателя» участникам предлагалось написать очень короткий рассказ из нескольких слов так, чтобы он вызывал у читателя какие-либо эмоции. В индивидуальном туре ребятам было предложено в течение 2 минут высказать свою точку зрения относительно высказываний известных людей, ответить на вопросы участников дискуссии. А на секции, в которой участвовали студенты старших курсов из дальнего зарубежья, разгорелись нешуточные дискуссии, особенно на тему чтения книг и интернета, роли улыбки в жизни людей разных национальностей. В конце апреля состоялось награждение победителей олимпиады.
Программу конкурсных мероприятий в рассматриваемый период завершил конкурс грантовой поддержки гуманитарных исследовательских и проектных инициатив молодежи имени академика В.Г. Костомарова, инициированный Институтом Пушкина 12 августа при поддержке Министерства науки и высшего образования. Конкурс предполагает денежные премии молодым участникам, представляющим учреждения СПО и вузы России, а также ряда зарубежных стран постсоветского пространства.
Подводя итог, следует отметить некоторые тенденции, характеризующие основные мероприятия в сфере поддержки российской системы высшего образования в рассматриваемый период:

  • интерес к междисциплинарным исследованиям, в том числе к интеграции технологических решений в описание внутриязыковых процессов (корпусная лингвистика), к широкому применению IT-решений в процессе преподавания русского языка, к средствам филологической интерпретации предметных знаний (метапредметный подход);
  • активное вовлечение молодежи в научные дискуссии по вопросам языкознания, лингвокультурологии, методики преподавания русского языка, культуры речи и иным направлениям филологии и педагогики;
  • постепенный перенос акцента в методике преподавания русского языка как иностранного на адаптацию учебного контента под потребности конкретных этнокультурных либо профессиональных групп иностранных учащихся, а также переход от систематизации цифровых сервисов к осмыслению комплексной учебной среды, формируемой в цифровом пространстве, с позиций контроля и вовлеченности учащихся;
  • активное развитие региональной ономастики как поля «диалога культур»;
  • широкая востребованность у российской и зарубежной учащейся молодежи мероприятий конкурсной направленности.

Коротышев Александр Владимирович
Директор секретариата МАПРЯЛ
Директор секретариата РОПРЯЛ
a.korotyshev@mapryal.org

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги