В образовательных организациях Томска провели диагностику детей-инофонов

С 11 по 13 мая 2022 года специалисты Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» и Факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» (2022–2023 гг.) побывали в образовательных организациях города Томска. Проект поддержан Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества и реализуется в двадцати российских регионах с целью создания механизмов, позволяющих педагогам наладить системную работу по языковой поддержке детей-инофонов и их активному включению в образовательный процесс и социальную жизнь в школе и за ее стенами.
Томск стал третьим региональным центром (после Надыма и Мурманска), который посетили специалисты МПГУ в апреле-мае этого года. В соответствии с достигнутыми ранее договоренностями диагностика детей с 1 по 7 классы и консультирование педагогов были проведены в школах № 16 и № 28. Состоялся подробный разговор о работе с детьми с историей миграции в семье с педагогами обеих школ, а также детского сада № 66, который самостоятельно выразил желание вступить в проект.
Заозерная школа № 16 – крупный образовательный комплекс, в котором учатся более 2 700 школьников – представителей 30 национальностей. Школа в этом году отмечает 145 лет: основанная известным в Томске купцом, она продолжает традиции просветительства и педагогического сотворчества. Это единственная в области Ассоциированная школа ЮНЕСКО. В школе действует несколько музеев, Центр русского языка, Центр межкультурной коммуникации, Этнокультурный центр по теме «Этнокультурное пространство Сибири». Школа № 28 – более компактная, в ней учатся 980 учеников, есть коррекционные классы. На базе музейного пространства «Русская изба» действует Этнокультурный центр. Педагоги активно вовлекают школьников в театральные постановки, а дети, чей родной язык отличен от русского, читают стихи и поют песни на двух языках.
Многое специалисты МПГУ уже узнали о школах во время ознакомительного вебинара 5 апреля т.г. (http://mpgu.su/novosti/na-svjazi-tomsk-prodolzhaetsja-serija-oznakomitelnyh-konsultacij-so-shkolami-v-ramkah-mezhregionalnogo-proekta-po-adaptacii-detej-s-migracionnoj-istoriej-v-shkolah-rossii/). Теперь директор школы № 16 Елена Владимировна Астраханцева более подробно рассказала о том, как в течение 25 лет в школе выстраивалась система языкового и поликультурного образования. В школе преподают английский, французский, испанский, немецкий, китайский, польский, украинский языки. В течение многих лет работали приглашенные педагоги из Польши, языки преподают студенты, в том числе международные студенты, Томского государственного университета, художественное творчество – студенты Архитектурного университета. Школа организует летние образовательные смены, сотрудничает с национальными диаспорами Томска, Центром немецкой культуры. А директор школы № 28 Нина Алексеевна Гринькова и педагоги рассказывали, что в «Русской избе» проводятся самые разные праздники, в которые вовлекаются дети, приходят родители, братья и сестры. А еще в школе очень внимательно относятся к родным языкам детей: на приветствие учителя они с удовольствием отвечают на двух языках. Немаловажно и отношение педагогов к своим подопечным. Всех детей и их семьи учителя знают, обращают внимание на их характер и личностные особенности.
В таких школах детям-инофонам, численность которых в начальных, классах порой достигает четверти, учиться интересно. Во время общения с педагогами МПГУ они рассказывали, какие предметы им нравятся (большинство предпочитает математику, т.к. там «нет русского и есть примеры»), кем хотят быть (большинство – солдатами и полицейскими, чтобы «спасать людей и наказывать преступников»), и главное – о своих больших семьях, перечисляя, помимо родителей, старших (братьев и сестер) и младших («братишек» и «сестричек»), а также бабушек и дедушек, тетей и дядей, кузенов и всех родственников в Томске и в других странах. Большинство детей родились в России, в семьях, которые приехали из Армении, Азербайджана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана.
Билингвов единицы, но довольно много детей говорят в семьях на двух языках, причем на русском – с братьями и сестрами, которые учатся в тех же школах. У таких детей уровень коммуникативного навыка намного выше. Диагностика разных видов речевой деятельности традиционно выявила проблемы с чтением и письмом у младших и грамматикой – у всех, включая старших, школьников. Говорят дети, даже в первом классе, в целом, хорошо и, главное, охотно. Совершенно очевидно, что свои результаты приносит большая работа, которая проводится в школах в рамках дополнительного художественного образования: дети играют в театре, читают стихи, поют песни на русском языке.
Интерес к проекту выразил также детский сад № 66, который в основном, готовит детей для школы № 28. Старший воспитатель Галина Васильевна Прокопенко рассказала, что у детей-инофонов, которые посещают детский сад, нет проблем ни с русским языком, ни с социализацией. Однако проблему воспитатели видят в том, что в образовательном процессе не участвуют семьи: дети были бы увереннее, если бы родители говорили с ними по-русски дома, а также помогали с разными проектами.
За время пребывания в «Сибирских Афинах», как неофициально называют Томск, делегация МПГУ также приняла участие в консультационном семинаре «Как организовать деятельность Центра этнокультурного образования: направления и формы работы» в Региональном центре развития образования, посетила Томский государственный университет. Всем образовательным организациям были подарены комплекты учебников и рабочих тетрадей, методических разработок для учителей по РКИ, пособия по социокультурной адаптации детей, научно-информационные материалы. В ближайшее время в школы Томска будут направлены результаты диагностики с рекомендациями по каждому ребенку. Всего в Томске прошли диагностику более 130 детей.
Команда Факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» благодарит за организацию мероприятий в Томске коллектив Школы №16: директора Астраханцеву Елену Владимировну, заместителя директора Мартынову Марину Владимировну, руководителя Центра русского языка, учителя начальных классов Крылову Ирину Фаритовну, руководителя МО учителей начальных классов Афанасьеву Марину Петровну, учителей начальных классов Глазырину Ирину Ивановну, Матюшенко Наталью Сергеевну, Климович Ольгу Владимировну; коллектив Школы №28: директора Гринькову Нину Алексеевну, координатора Центра этнокультурного образования, учителя начальных классов Земскую Елену Александровну, завуча начальных классов Вялову Галину Анатольевну, учителя начальных классов Павлову Ирину Алексеевну, а также старшего методиста отдела воспитания ОГБУ «Региональный центр развития образования» Петлина Андрея Васильевича.
Надеемся на то, что обе школы Томска продолжат участвовать в проекте уже как ресурсные центры в своем регионе, а с Региональным центром развития образования будут реализованы совместные проекты по повышению квалификации учителей по разным аспектам поликультурного образования.
Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-se..

РКИ #этносфера #поликультурнаяшкола #ИСГОМПГУ #школаталантов #учимсянарусском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #детисмиграционнойисторией

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги