Полиэтничные классы как средство формирования межкультурных ценностей в российских региональных школах

Ряд онлайн-консультаций был организован 8 апреля 2022 г. для администраций школ Оренбургской и Курской областей: МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза В.А. Сорокина г. Орска», МБОУ «Пригородная СОШ №1 Оренбургского района», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. Серафима Саровского» г. Курска.
В МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза В.А. Сорокина г. Орска» более 500 обучающихся, многие из которых инофоны, в основном, это ребята из Таджикистана. Директор, Ольга Владимировна Иванова, говорит о том, что семьи расселяются группами, это способствует сплочённости ребят, но одновременно создаёт сложности при изучении русского языка, так как погружение в новую среду проходит по разным сценариям. Но, несмотря на многообразие внешних факторов, в школе сохраняется традиция индивидуального подхода к каждому обучающемуся, прибывшему из другой страны. Администрация и педагоги школы приходят к единому мнению о значимости и необходимости применения специализированных учебных пособий, посещения семинаров, связанных с темой естественного и искусственного билингвизма для поиска новых техник и средств преподавания русского языка как иностранного в реалиях региональной школы.
Директор МБОУ «Пригородная СОШ №1 Оренбургского района» Оксана Владимировна Юлусова рассказала о специфике школы, находящейся всего в восьми километрах от центра Оренбурга. Для сельской школы-одиннадцатилетки почти полтысячи обучающихся – довольно много, при этом здесь хорошо знают и ценят каждого ребенка, вне зависимости от его успешности или гражданства родителей. В школе открыты два кадетских класса, еще один спортивный, преумножает традиции оренбургского хоккея. Ребята из Узбекистана и Таджикистана, чьи родители снимают жилье в Оренбургском районе, нередко поступают уже в среднюю школу, окончив несколько классов на родине. Бывает и так, что ребенок-инофон хорошо справляется с программой начальной школы, бегло и свободно говорит по-русски, но обстоятельства складываются так, что несколько лет он снова должен учиться в отрыве от русской языковой среды. Эта «маятниковая» миграция детей нередко приводит и к академической неуспешности, и к тому, что с каждым подобным учеником требуется заниматься индивидуально, по особой адаптированной программе, убеждать родителей, чтобы они позволили сыну или дочери получить среднее образование.
Директор школы Оксана Владимировна Юлусова и педагог-психолог Любовь Михайловна Епанешникова подтвердили, что и администрация, и педагоги школы заинтересованы в курсах повышения квалификации по РКИ, адаптации образовательных программ и освоении новых организационных форм обучения детей-инофонов, в том числе средствами дополнительного образования и внеурочной деятельности.
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. Серафима Саровского» г. Курска, директор Наталья Васильевна Ахромеева отмечает ориентирование на культурно-просветительскую деятельность школы, уделяя особое внимание межкультурной коммуникации. На школу возложена огромная ответственность по объёму выполнения данной задачи, так как общее количество обучающихся составляет 712 человек, среди которых есть инофоны из Узбекистана, Армении, Греции, Абхазии, Арабских стран, Украины, а также есть ребята из цыганской диаспоры. Это подчёркивает особую полиэтничность школы, где учитываются культурные сценарии абсолютно разных народов, при этом обеспечивается встраивание в гармоничную систему взаимодействия обучающихся и педагогов. Педагоги часто проводят уроки нравственности и духовности в рамках светской культуры, к которой адаптируются абсолютно все обучающиеся. Отдельно проводят индивидуальные занятия с ребятами из других стран для снижения языкового барьера и более быстрого погружения в языковую среду. Неоценимым инструментом в работе педагоги называют возможность использования специализированных учебных пособий по РКИ, а также обучение на курсах повышения квалификации по русскому языку как иностранному.
Участники консультаций обсудили задачи и ключевые направления проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» в 2022 году, этнокультурный состав школ, организацию работы по языковой и социально-психологической адаптации учащихся с миграцией в истории семьи, работу с родителями.
Во встречах приняли участие директор МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза В.А. Сорокина г. Орска», Ольга Владимировна Иванова, заместитель директора по УВР Елена Владимировна Радченко; директор МБОУ «Пригородная СОШ №1 Оренбургского района», Оксана Владимировна Юлусова, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. Серафима Саровского» г. Курска Наталья Васильевна Ахромеева, заместитель директора по УВР Виктория Юрьевна Мелехова, а также Елена Омельченко, генеральный директор Центра «Этносфера», декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ; Анна Шевцова, научный руководитель проекта, профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Татьяна Криворучко, главный методист проекта, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ и Марина Дорохова, специалист кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» ИСГО МПГУ.
В ходе консультаций была достигнута договоренность о проведении очной диагностики во всех образовательных организациях учащихся-инофонов по всем видам речевой деятельности и ознакомлении педагогического коллектива школ с апробированными учебниками и учебно-методическими комплексами по РКИ, предлагаемыми Центром «Этносфера» и МПГУ, обмене опытом по социально-культурной адаптации, методике РКИ и организации взаимодействия с родителями.
Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанный Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества, осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования.
Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-semej-inojetnichnyh-migrantov-sredstvami-obrazovanija-metodicheskaja-i-konsultativnaja-podderzhka-shkol-i-detskih-sadov-v-regionah-rossii/

РКИ #этносфера #поликультурнаяшкола #ИСГОМПГУ #школаталантов #учимсянарусском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #детисмиграционнойисторией

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги