Дети беженцев готовятся к школе, а их мамы совершенствуют русский разговорный язык

Ежегодно летом специалисты Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» при поддержке Благотворительного фонда «Здоровье и жизнь» проводят занятия по языковой и социально-культурной адаптации детей беженцев, которые в сентябре 2022 года должны пойти в первый класс в школах московского региона.

В этом году в группе обучаются дети из семей беженцев из Афганистана и Сирии. Группа очень неоднородная и по возрасту, и по уровню владения русским языком, поэтому как в обучении языку, так и в социокультурной адаптации детей иностранных граждан используется дифференцированный подход. Занятия для малышей-иностранцев проводятся с включением игровых технологий. Для активной коммуникации, языковой и социокультурной адаптации детей учебной программой предусмотрены интегрированные занятия по русскому языку, математике, окружающему миру, ИЗО, социально-культурной адаптации, развитию творческих способностей.

Ребята пришли с большим желанием научиться общаться на русском языке, поэтому задания воспринимают с интересом и выполняют с удовольствием, часто выпрашивая копии, чтобы унести домой и сделать еще раз. Девочка Сана (Вали Мохаммад Сана), у которой большие проблемы со зрением, знает все русские буквы и с восторгом их складывает в слова. А самый маленький из группы, Умар (на занятия он ходит с братом), на первом занятии расплакался и всё время просился к маме. Но уже на следующие занятия бежал впереди брата, отвечал на вопросы педагога без подсказки и научился, прежде чем начинать говорить, поднимать руку, чтобы его спросили. Кстати, в этом году на занятия по подготовке к школе из нескольких семей ходят по двое детей,

Чудесная девочка Бабимарьям, которая учила русский язык, проживая в Таджикистане, сейчас очень радуется тому, что её знаниям нашлось применение. Она сама с удовольствием выполняет все задания и помогает брату быстрее запомнить новые слова. Сафа Аббас еще в прошлом году обучался на подготовительных курсах, но по возрасту его не приняли в школу в сентябре 2021 года. Но уж в этом году он мечтает обязательно пойти в первый класс. Конечно, за год он многое забыл, но очень старается и говорит: «Мне очень нужно это знать, я иду в школу!»

Непременно хочется рассказать еще об одном ученике – Наджафи Кайхан. Ему скоро будет 14 лет. У него есть некоторые знания по русскому языку, но из-за языкового барьера он очень стеснялся вступать в коммуникацию. Сейчас же, с каждым занятием, он становится увереннее, не расстраивается, не стесняется того, что садится за парту рядом с малышами. Педагог дает ему более сложные задания, применяя дифференцированный подход в обучении, но иногда Наджафи включается и в работу будущих первоклассников, уже как тьютор, чтобы помочь им найти правильный ответ. Он теперь самостоятельно и активно вступает в коммуникацию и на занятиях, и на переменах. Совсем недавно стал разговаривать на русском и по телефону. По разрешению учителя иногда звонит ей, чтобы попросить дополнительное задание; разговор непременно всегда начинает с приветствия и правильно сформулированной просьбы. Его желание учиться дает возможность поверить, что он поступит в школу и будет таким же прилежным и любознательным учеником.

Очень надеемся, что по окончании курса результаты будут не менее успешные, и все дети в сентябре сядут за парты российских школ, чтобы наравне с русскоговорящими детьми получать знания и иметь шанс на лучшее будущее.

В соседнем кабинете проходят занятия для взрослых, по специально разработанной программе освоения русской речи и умения общаться на русском. Впервые такой проект открылся в прошлом году, это был «Разговорный клуб для женщин (на занятия приходили беженки из Афганистана и других государств дальнего зарубежья). В этом году к работе клуба присоединились два молодых человека, поэтому мы назвали наши занятия–встречи «Разговорный клуб на русском». Цель занятий – дать иностранным гражданам необходимое количество знаний для общего владения русским языком как иностранным, подготовить их к решению конкретных коммуникативных задач в сфере повседневного общения, социокультурной сфере. То есть мы учим их общаться в самых разных жизненных ситуациях.

В группе взрослых несколько слушателей уже имеют некоторый опыт общения на русском. На одном из занятий мы задали вопрос: почему вы хотите изучать русский? Вот результаты опроса: Мустафа Сантани хочет закончить школу и поступить в университет, а его мама Фаузия Сантани мечтает открыть свой бизнес (ресторан) и работать в нем шеф-поваром. Девушки-близняшки Сайед Рахман Фотима и Зухра изучают русский, чтобы закончить школу, а потом пойти учиться, но пока не выбрали профессию. Шукрия Сафар очень хочет навсегда остаться в России, а для свободного общения и комфортного проживания научиться хорошо говорить и понимать на русском. Азиза Азими и Шахнури Шаиста мечтают работать продавцами в магазине и всегда жить в России. У Раула Фаринсе самая большая мечта – стать фармацевтом и остаться в России. 

            На большой перемене мамы и дети за чаепитием обмениваются своими впечатлениями о том, что узнали нового на занятиях. Чаще всего на таких встречах звучит русская речь, но иногда они переходят на родной язык, так как русских слов в запасе еще не хватает. Занятия с беженцами проводят квалифицированные педагоги, которые имеют большую практику работы в области РКИ (русский как иностранный).

         Благодарим УВКБ ООН в Российской Федерации и Благотворительный фонд «Здоровье и жизнь» за оказанное доверие и поддержку проекта.

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги