У России немало провинций, и России без них не прожить: в проект по адаптации детей-инофонов включились школы Оренбуржья

18–20 мая 2022 года специалисты Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» и Факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» (2022–2023 гг.) побывали в образовательных организациях Оренбурга и Орска. Проект поддержан Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества и реализуется в двадцати российских регионах для создания механизмов, позволяющих педагогам наладить системную работу по языковой поддержке детей-инофонов, их социализации и активному включению в образовательный процесс.
Оренбург стал четвертым региональным центром (после Надыма, Мурманска и Томска), который посетили специалисты МПГУ и Центра «Этносфера» в апреле-мае этого года. В состав делегации вошли Елена Омельченко, генеральный директор Центра «Этносфера», декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ, Анна Шевцова, научный руководитель проекта, профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ и Татьяна Криворучко, главный методист проекта, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ. Школы Оренбуржья активно включились в проект, что позволило, в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями, провести диагностику обучающихся-инофонов с 1 по 11 классы по всем видам речевой деятельности и консультирование педагогов в Пригородной СОШ № 1 (Оренбургский район) и СОШ № 46 (г. Оренбург), а также в СОШ № 32 имени Героя Советского Союза В.А. Сорокина (г. Орск).
Важно, что в каждой из школ был организован межрегиональный методический семинар для педагогов «Адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях: лучшие практики», все участники семинаров получили сертификаты. Цель этих встреч – это и развитие системной интеграции детей с миграционной историей в образовательных организациях, и содействие в реализации прав на образование таких ребят, и оказание методической помощи педагогам по различным вопросам адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов. При подготовке очных семинаров оказались очень полезными ознакомительные онлайн-консультации. В ходе семинаров прошли презентации учебной и методической литературы по РКИ и социокультурной адаптации издательства «Этносфера», все книги передали в школьные библиотеки.
Особенно плодотворным оказался семинар в Пригородной СОШ № 1 (директор – Оксана Владимировна Юлусова). Докладчиками стали не только московские специалисты, но и наши коллеги из Оренбурга: педагог-психолог Любовь Михайловна Епанешникова, учитель-логопед Анастасия Олеговна Курдикова, учитель русского языка и литературы Кристина Владимировна Самохвалова, классный руководитель, учитель начальной школы Наталья Андреевна Шустикова, профессионально осветившие различные аспекты адаптации детей из семей с миграционной историей, как в начальной, так и в основной и старшей школе. Отрадно, что интерес к проекту также проявил Нежинский лицей Оренбургского района (директор –Жанчак Балобековна Джуламанова). Здесь тоже учится большая доля детей из семей с миграционной историей, а педагоги не понаслышке знают, какие сложности с русским языком и пониманием учебных заданий порой испытывают такие дети на всех ступенях обучения.
Директор Пригородной СОШ № 1 Оренбургского района Оксана Владимировна Юлусова рассказала о специфике школы, находящейся всего в восьми километрах от центра Оренбурга. Для сельской школы-одиннадцатилетки 500 обучающихся – довольно много, при этом здесь хорошо знают и ценят каждого ребенка, вне зависимости от его успешности или гражданства родителей. В школе открыты два кадетских класса, еще один – спортивный – преумножает традиции оренбургского хоккея. Ребята из Узбекистана и Таджикистана, чьи родители снимают жилье в Оренбургском районе, нередко поступают уже в среднюю школу, окончив несколько классов на родине. Бывает и так, что ребенок-инофон хорошо справляется с программой начальной школы, бегло и свободно говорит по-русски, но семейные обстоятельства складываются так, что несколько лет он снова должен учиться в отрыве от русской языковой среды. Эта «маятниковая» миграция детей нередко приводит и к академической неуспешности, и к тому, что с каждым подобным учеником требуется заниматься индивидуально, по особой адаптированной программе, убеждая родителей, чтобы они позволили сыну или дочери получить среднее образование.
Директор школы № 1 Оксана Владимировна Юлусова и педагог-психолог Любовь Михайловна Епанешникова подтвердили, что и администрация, и педагоги школы заинтересованы в курсах повышения квалификации по РКИ, адаптации образовательных программ и освоении новых организационных форм обучения детей-инофонов, в том числе средствами дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Хорошо знают в Оренбурге и школу № 46 (директор – Марина Владимировна Попова): в следующем году исполнится 70 лет со дня ее основания. Здесь учится 941 ребенок, причем педагоги отмечают, что дети поступают на протяжении всего учебного года. Детей из семей иностранных граждан в школе 50, это ребята из Казахстана, Азербайджана, Армении, Таджикистана, Узбекистана, есть здесь и корейцы, и вьетнамцы, и китайцы, причем уровень владения языком обучения у всех разный. Немало в микрорайоне школы и семей иноэтничных мигрантов, уже имеющих гражданство России. Не все семьи с миграционной историей могут позволить себе репетиторов или платные образовательные услуги школы; естественно, в семьях говорят на родном языке, а нескольких часов дополнительных занятий по русскому языку и особых заданий бывает недостаточно, чтобы обеспечить единый уровень подготовки.
Администрация и педагогический коллектив школы активно работают над социокультурной адаптацией детей из семей с миграционной историей, понимая, что интеграция средствами образования – процесс двусторонний. В этом учебном году школа № 46 начала реализацию социокультурного проекта «Многонациональный островок Оренбуржья», предполагающего знакомство с культурой не только русского народа, но и всех этносов, представители которых учатся в школе. В проекте участвуют и дети, и родители, и педагоги, которые хотят больше узнать о тех, кто живет рядом. Еще одна идея администрации – участие в грантовом конкурсе с проектом «Добро не уходит на каникулы», также предполагающим активные действия по социокультурной адаптации.
Строки в заголовке нашего материала – из неофициального гимна города Орска, «Орского вальса», который написали поэт Валерий Тихомиров и композитор Леонид Эйхингер. Здесь, в Орске – городе трудовой славы на российско-казахстанской границе, также побывали специалисты МПГУ и Центра «Этносфера». В МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза В.А. Сорокина» г. Орска более 500 обучающихся, многие из которых инофоны (в основном, это ребята из Таджикистана, Азербайджана, Армении, Узбекистана). Директор, Ольга Владимировна Иванова, рассказала о различных сложностях, которые испытывают дети из семей с миграционной историей, при освоении школьной программы. Несмотря на многообразие внешних факторов, в школе сохраняется традиция индивидуального подхода к каждому обучающемуся, прибывшему из другой страны. Администрация и педагоги школы приходят к единому мнению о значимости и необходимости применения специализированных учебных пособий, посещения семинаров, связанных с темой естественного и искусственного билингвизма для поиска новых техник и средств преподавания русского языка как иностранного в реалиях региональной школы.
В июне 2022 в школы Оренбуржья будут направлены результаты диагностики с рекомендациями по каждому ребенку. Всего в Оренбурге, Орске и Оренбургском районе прошли диагностику свыше 120 детей-инофонов.
Во время пребывания в степной столице, как иногда неофициально называют Оренбург, специалисты МПГУ и Центра «Этносфера» Елена Омельченко и Анна Шевцова побывали в гостях у коллег – на кафедре истории России Оренбургского государственного педагогического университета. По приглашению зав. кафедрой, профессора, доктора исторических наук Сергея Валентиновича Любичанковского Анна Александровна Шевцова, профессор кафедры культурологии МПГУ, доктор исторических наук, прочла лекцию для студентов-историков о репрезентации образа Петра I в современной культуре. Состоялась также рабочая встреча Елены Омельченко с доктором исторических наук, профессором, директором Научно-исследовательского института истории и этнографии Южного Урала Оренбургского госуниверситета Веналием Амелиным.
Надеемся, что школы Оренбуржья продолжат участвовать в проекте уже как ресурсные центры в своем регионе, а педагоги будут направлены на курсы повышения квалификации учителей по РКИ в Московский педагогический государственный университет.
Мы сердечно благодарим за помощь и поддержку наших оренбургских и орских коллег: Оксану Владимировну Юлусову, Марину Владимировну Попову, Ольгу Владимировну Иванову, Сергея Валентиновича Любичанковского и возглавляемые ими педагогические и профессорско-преподавательские коллективы и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Подробнее о проекте можете узнать на сайте www.mpgu.su/integration и сайте Центра «Этносфера» https://etnosfera.ru/projects/integracija-detej-iz-se..

РКИ #этносфера #поликультурнаяшкола #ИСГОМПГУ #школаталантов #учимсянарусском #дети-инофоны #умнаяшкола #дети-мигранты #детисмиграционнойисторией

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги