На Урале с любовью: опыт Москвы и диагностика детей-инофонов в школе № 147 г. Екатеринбурга

В рамках проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» специалисты Центра «Этносфера» и кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования МПГУ отправились в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — среднюю общеобразовательную школу № 147 г. Екатеринбурга.

Эта школа в Железнодорожном районе города открылась в 1978 году. «С темой адаптации детей-инофонов и детей с миграцией в истории семьи мы работаем с начала 2000-х годов, когда количество учеников из семей мигрантов ежегодно увеличивалось на 2–3%», – рассказывает исполняющая обязанности директора школы Екатерина Эдуардовна Шарипова. – Менялся и образовательный, и социальный статус семей, сейчас среди наших родителей все больше трудящихся мигрантов, занятых на низкооплачиваемых должностях. Они очень много работают и, как правило, не могут уделять достаточно времени образованию детей». «Мы – обычная школа в не самом престижном городском районе», – поясняют учителя. Но обычной эту школу назвать никак нельзя, хотя бы потому, что уже два года именно школа № 147 проводит городскую открытую олимпиаду по русскому как иностранному для учащихся-инофонов 4-х классов. «Среди наших медалистов есть дети с миграцией в истории семьи, они очень одаренные», – с гордостью рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Анатольевна Леонтюк.

В 2015 г. школа получила статус региональной инновационной площадки по формированию поликультурного образовательного пространства. Системная и многоплановая работа включала в себя курсы повышения квалификации по русскому языку как неродному, которые прошли все учителя русского языка и литературы и 80% педагогов начальной школы; дополнительную платную образовательную программу по русскому как неродному, которая охватывает полсотни учеников-инофонов; совершенствование воспитательной работы со всеми учениками, новые объединяющие общешкольные события. В планах – курс РКИ для родителей-мигрантов. В 2020 г. на базе школы заработала новая региональная инновационная площадка по формированию функциональной грамотности в условиях поликультурного образовательного пространства.

Сделано уже немало. Диагностика обучающихся-инофонов с 1 по 4 класс по всем видам речевой деятельности, проведенная специалистами Центра «Этносфера» и МПГУ, выявила значительные успехи педагогов начальной школы. Однако усилий учителя начальных классов порой оказывается недостаточно. Многим ребятам нужна профессиональная помощь логопеда, а главное – специальная методика РКИ, серьезно отличающегося от привычного нам предмета «Русский язык» для его носителей, и сплоченные усилия всего педколлектива, в том числе педагогов-предметников. Иначе проблем с успеваемостью в средней и старшей школе не избежать. Конкретные рекомендации будут даны на специальных диагностических онлайн-консультациях классным руководителям и учителям-русистам, а первыми впечатлениями удалось поделиться с педагогами и администрацией школы в день диагностики.

Встреча с педагогами продолжилась на дистанционной секции Всероссийской научно-практической конференции «Развивающая речевая среда в образовательной организации». Модератором выступила Наталья Леонидовна Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Института развития образования Свердловской области.

Руководитель проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» Елена Омельченко рассказала о проекте и представила учебные пособия и методическую литературу по социокультурной и языковой адаптации мигрантов – дар библиотеке и методическому кабинету школы от проекта. В практической части секции прозвучали сообщения и.о. директора школы № 147 г. Екатеринбурга Екатерины Эдуардовны Шариповой, учителя русского языка школы №197 г. Екатеринбурга Александры Михайловны Плечиной. Надежда Юрьевна Лазутина представила интереснейшую игровую методику «Лингвистический тетрис» для учащихся-инофонов. Главный редактор издательского дома «Этносфера», профессор кафедры культурологии МПГУ Анна Шевцова рассказала о потенциале книжной иллюстрации в процессе обучения и адаптации детей-инофонов. Выступление заместителя директора Центра исследования религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Елены Феликсовны Тепловой было посвящено формированию межкультурной компетенции, в том числе через ознакомление с православным наследием России в рамках новой предметной области – «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). А главный методист проекта, ведущий специалист ИСГО МПГУ Татьяна Васильевна Криворучко представила участникам всероссийской конференции подходы к диагностике обучающихся – инофонов, поступающих в начальную школу, и новое учебно-методическое пособие для учителя с материалами для проверки уровня знаний по всем видам речевой деятельности.

Секция завершилась интерактивной этнографической олимпиадой, причем уральские педагоги с заданиями справились с настоящим мастерством.

Запланировано также более активное участие екатеринбургских учителей в программе обучающих вебинаров по методике РКИ, научно-методической конференции, которая позволит обменяться опытом и инструментарием работы. Дружелюбны, открыты, настроены на творчество и освоение нового в школе № 147 все, кого мы встретили – и администрация, и педагоги, и сотрудники, и дети. Пожелаем им удачи!

Специалисты и эксперты «Этносферы» и представители МПГУ выражают искреннюю благодарность и.о. директора школы Екатерине Эдуардовне Шариповой, заместителям директора Светлане Анатольевне Леонтюк, Ларисе Александровне Белобородовой, Светлане Юрьевне Усмановой, педагогам школы № 147, а также доценту кафедры филологического образования Института развития образования Свердловской области Наталье Леонидовне Смирновой за интересную, творческую и продуктивную встречу и надеются продолжить сотрудничество.

Проект «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» реализуется МПГУ и Центром «Этносфера» при поддержке Фонда президентских грантов. Наша главная задача – помочь образовательным организациям со значимой долей обучающихся из семей мигрантов перестроить свою работу таким образом, чтобы проблему адаптации детей мигрантов превратить в ресурс устойчивого развития школы, совместно преодолеть риски отставания и неуспешности, обеспечить положительную динамику образовательных результатов в классах, где учатся дети с миграционной историей.

Следите за новостями проекта на сайте МПГУ http://mpgu.su/ и сайте Центра «Этносфера» www.etnosfera.ru.

#РКИ #этносфера #поликультурная_школа #ИСГО_МПГУ #школа_талантов #учимся_на_русском #дети-инофоны #умнаяшкола #Урал

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги