­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7(916)652-22-50
mail@etnosfera.ru

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Андрей КошикАСИ-Кубань·Культура и просвещениеЛюди с инвалидностью·20.03.2019

Шрифт Брайля на национальном языке впервые появился в Калмыкии – его разработала учительница начальных классов и тифлопедагог из гимназии имени Бадмаева в селе Малые Дербеты Наталья Гадеева.

На создание такого алфавита ее вдохновила ученица с нарушением зрения. В Национальной библиотеке имени Амур-Санана разработку педагога уже оценили и планируют выпускать книги шрифтом Брайля на калмыцком языке.

«Когда в 2016 году в российских школах ввели инклюзию для детей с ограниченными возможностями здоровья, в мой класс поступила девочка с глубоким нарушением зрения. Меня направили на обучение в Москву, где ведущий тифлопедагог Венера Денискина рассказала, что у всех малых народов имеются свои алфавиты шрифтом Брайля, а у калмыков — нет», — говорит АСИ Наталья Гадеева. — И меня попросили поработать над его созданием».

Самым сложным оказалось разработать комбинации шести букв, которых нет в русском языке, так, чтобы они не повторяли уже существующие. Так появился калмыцкий алфавит для слепых и слабовидящих из 39 букв.

Сейчас педагог и особенная ученица, перешедшая в третий класс, пишут таким шрифтом первые диктанты на калмыцком языке. В планах – перевести на шрифт Брайля национальный героический эпос «Джангар».

«Появление особенной ученицы на класс сказалось только положительно, дети больше сплотились. Она вместе с сопровождающим и тьютором ходит на уроки, как и обычные сверстники, дружит и играет с ними», — отметила собеседница агентства.

Заведующая отделом обслуживания инвалидов по зрению Национальной библиотеки имени Амур-Санана Маргарита Джагдаева уточнила, что сегодня абонентами библиотек являются 310 слабовидящих и слепых жителей республики. Всего же в Калмыкии более 700 незрячих жителей.

«Раньше у нас не было возможности перевести произведения на калмыцком языке на шрифт Брайля, хотя такие просьбы постоянно звучали, запрос был. Дело в том, что отправляющиеся учиться в специализированные заведения в Кисловодске, Подмосковье или Санкт-Петербурге наши абоненты помимо общих знаний нуждаются в информации по калмыцкой литературе, традициям и истории, но таких изданий шрифтом Брайля просто не было, — уточнила Джагдаева. — Нам повезло, что за работу взялась Наталья Гадеева, потому что она не только практикующий специалист, прошедший обучение на тифлопедагога, но и выпускница факультета калмыцкого языка, квалифицированный калмыковед».

По федеральной программе создания доступной среды Национальная библиотека имени Амур-Санана получила оборудование для выпуска книг шрифтом Брайля, после прохождения подготовки сотрудник сможет печатать такую литературу, в том числе на калмыцком языке.



14 февраля 2020 года руководитель Центра «Этносфера», и.о. декана Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ Елена Омельченко провела тренинг для сотрудников рекрутинговой службы IKEA, взаимодействующих с международными мигрант...    Читать далее >>

В эти дни в нашей стране и за рубежом широко отмечается 60-летие со дня основания Российского университета дружбы народов. Коллектив Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» и редакция альманаха «Этнодиалоги» присоединяются к многоч...    Читать далее >>

23 декабря 2019 года на Западной Яве, в индонезийском университете «Паджаджаран» состоялась церемония открытия Центра образования на русском языке и обучения русскому языку. Центр создан в рамках реализации поручений Министерства просвещения Российск...    Читать далее >>

11 декабря 2019 года в Бишкекском государственном университете имени К. Карасаева открылись курсы повышения квалификации школьных учителей и вузовских преподавателей, ведущих преподавание на русском языке. Проект «Преподавание на русском языке в Евра...    Читать далее >>

Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» совместно с Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ) реализует проект Министерства просвещения Российской Федерации «Преподавание на русском языке в евразийском пространс...    Читать далее >>

Педагог ­– творческая личность, педагогические возможности в выборе форм, методов, приемов работы с детьми-билингвами поистине безграничны. Для каждого хорошего учителя характерно желание сделать свой урок необычным, понятным, важным открытием для ка...    Читать далее >>

31 октября 2019 года в Посольстве Швейцарии состоялась встреча с экспертами на тему «Миграция и интеграция». Мероприятие было подготовлено во взаимодействии с Московским бюро Международной организации по миграции. На встрече обсуждался российский и ш...    Читать далее >>

Старт конкурсу был дан в День русского языка 6 июня 2019 года. В этом году проведение конкурса приурочено к объявленному ЮНЕСКО Международному году языков коренных народов. За прошедшие месяцы в оргкомитет поступили эссе на 38 языках. Особенностью к...    Читать далее >>

16 октября 2019 года в Корпусе гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета состоялась третья студенческая конференция по вопросам межнациональных отношений. Это проект Департамента национальной политики и межрег...    Читать далее >>

Россия – многонациональное государство. В нашей стране живут представители более 190 национальностей. В обиходе 277 языков и диалектов! Но насколько хорошо мы знаем историю, культурные и этнографические особенности столицы России? Как много знаем о т...    Читать далее >>

Россия – многонациональное государство. В нашей стране живут представители более 190 национальностей. В обиходе 277 языков и диалектов! Но насколько хорошо мы знаем историю, культурные и этнографические особенности столицы России? Как много знаем о т...    Читать далее >>

Сомар Виджаядаса Об авторе: Сомар Виджаядаса, родился и вырос в Шри-Ланке, выпускник Университета дружбы народов по международному праву, постоянный представитель ЮНЕСКО при Генеральной Ассамблее ООН (1985–1995 гг.) и представитель ЮНЭЙДС в Нью-Йорк...    Читать далее >>

Учебное пособие с таким названием вышло у преподавателей Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, специалистов Центра «Этносфера» Елены Омельченко, Елены Тепловой и Анны Шевцовой. Про...    Читать далее >>

Период проведения: 27 октября – 3 ноября 2019 года Место проведения: Турция, г. Анталия Об Олимпиаде Международная Олимпиада знаний в Анталии – это ежегодное соревнование школьников, студентов разных стран сразу по нескольким предметам и незабыв...    Читать далее >>

Совсем немного времени остается до начала учебного года. Педагоги с волнением готовятся к встрече с учащимися. В городе Красногорске среди учеников много ребят, приехавших из зарубежных стран и национальных республик России. А проблема обучения и ада...    Читать далее >>

26 августа завершила подготовку к школе еще одна группа детей из семей беженцев и ищущих убежище лиц. Среди обучающихся – преимущественно ребята из Афганистана и Демократической Республики Конго. Одиннадцать детей прошли базовый курс языковой и социо...    Читать далее >>

В 20-х числах августа в Ногинском Интеграционном центре группа из 34 сирийских детей-беженцев окончила курсы русского языка как иностранного, социально-культурной адаптации и развития творческих способностей детей. Эти курсы стали заключительной част...    Читать далее >>

В конце августа по приглашению Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в РФ генеральный директор Центра «Этносфера» принимала участие в работе отборочной комиссии по предоставлению стипендий на получение среднего профессионального и выс...    Читать далее >>

Viewpoint by Somar Wijayadasa* “Every gun that is made, every warship launched, every rocket fired signifies, in the final sense, a theft from those who hunger and are not fed, those who are cold and are not clothed." – U.S. President Dwight Eisen...    Читать далее >>

Центр «Этносфера» в рамках договора, заключенного с Благотворительным фондом «Здоровье и жизнь», этим летом, как и в предыдущие годы, проводит занятия по подготовке детей из семей афганских беженцев к школе. Цель занятий ­– подготовка ребёнка-инофон...    Читать далее >>
­