Проект «Билингва» представлен на VI Форуме «Языковая политика в Российской Федерации»

8-9 декабря 2022 г в Доме народов России состоялся VI Форум «Языковая политика в Российской Федерации». Организатором мероприятия выступило Федеральное агентство по делам национальностей России.

Пленарное заседание Форума было посвящено Международному десятилетию языков коренных народов в Российской Федерации: ожиданиям, приоритетам, планам и перспективам. Приоритетным направлениям действий посвящены доклады Кузьмина Е.И., руководителя Рабочей группы ЮНЕСКО по сохранению языков и развитию языкового разнообразия в киберпространстве; Чумарева С.Л., заместителя директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ; Маршевой Л.И.,      и.о. директора ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации», Гусева А.В., ответственного секретаря Координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»; Отрошенко В.О., писателя,члена Президиума Творческого совета Ассоциации союзов писателей и издателей и др.

На Форуме работали три панельные сессии: «Возможности родительского сообщества для вовлечения детей в языковую среду»; «Электронная письменность: языковые технологии и технологии для языков народов России»; «Традиции и новации по продвижению чтения на языках народов России».

На самой многочисленной секции «Возможности родительского сообщества для вовлечения детей в языковую среду» прозвучало 22 доклада: рассматривались злободневные вопросы взаимодействия педагогов с родителями, роли семьи в вопросах сохранения родного языка, диалогу отцов и детей в процессе формирования детской языковой среды. Важно подчеркнуть, что выбор родного языка осуществляют родители, а его сохранение и совершенствование возможно только в триаде родитель-ученик-педагог при поддержке государственных институтов.

Отдельная группа докладов была посвящена вовлечению родителей в процесс языковой и социокультурной адаптации детей из семей мигрантов, это доклады Грибковой Е.А. (МОУ «СОШ № 4» г. Малоярославца (Калужская область)», Рацен Т.Н. (Тюменский государственный университет), Копыловой О.Н. (МБОУ «Лицей «ДЕРЖАВА» г. Обнинска Калужской области).

Значительное число выступлений докладчики посвятили организации конкурсов как самой распространенной технологии в привлечении внимания к изучению родного языка детей и их родителей. Докладчики рассказывали о поддержании чеченского, татарского, башкирского, кабардино-балкарского, кабардино-черкесского, хакасского языков, языка тверских карел, Северной Осетии (Алании), Дагестана (каратинском, агульском, табасаранском), Алтая (кумандинском наречии, телеутском), языков Крайнего Севера и др.  В этом контексте интерес вызвал доклад о конкурсе двуязычных эссе «Билингва» как стимуле вовлечения детей и родителей в мир родного языка (Синёва О.В., Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера», г. Москва). Конкурс проводится при поддержке Департаментом национальной политики и региональных связей города Москвы и объединяет на почве интереса к родному языку молодежь – представителей регионов РФ и зарубежных соотечественников.

В ходе панельной сессии отмечено, что необходимо активизировать разные технологии вовлечения родителей в поддержку родных языков: культурно-языковые лагеря, совместные проекты, онлайн-формы взаимодействия с детьми и их родителями. Эта проблематика также обсуждалась во второй и третьей панельных сессиях.

В рамках Форума прошло награждение победителей Всероссийской общественной премии за сохранение языкового многообразия Российской Федерации «Ключевое слово». В 2022 г.  на конкурс поступило 232 заявки из 61 субъекта РФ и Республики Беларусь. Объявлены победители семи номинаций – лучший мультимедийный, издательский, научный проекты, лучшая социальная инициатива, «За сохранение языков малочисленных народов», «Социально-ответственный бизнес», а также номинация «За особые заслуги».

На Форуме особо отмечена необходимость наращивать усилия с целью улучшить текущую ситуацию на уровне национальных правительств и других органов власти, организаций науки, образования, культуры и искусства. В то же время необходимо приложить усилия по преодолению субъективных причин – например, пассивности и немотивированности самих носителей миноритарных языков к сохранению этих языков. Речь шла о том, что важно способствовать самоорганизации внутри языковых сообществ в преподавании и изучении родных языков, а также их гармоничному функционированию в регионах.

Ольга Синёва

Проект «Билингва» представлен на VI Форуме «Языковая политика в Российской Федерации»

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги