Участие в методическом семинаре по обучению детей-инофонов в Калужской области

1 марта 2022 года в МОУ «Средняя общеобразовательная школа дер. Кривское имени В. В. Мигунова» Калужской области состоялся региональный практический семинар на тему: «Организационно-педагогические аспекты работы с детьми-инофонами». В мероприятии приняли участие педагоги, заместители руководителей и психологи городских и сельских школ Боровского района Калужской области, а также специалисты Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера», кафедры ЮНЕСКО и факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ.

Темы, представленные педагогами, имеют широкий диапазон: от особенностей обучения учащихся-инофонов в начальной школе – до подготовки ребят, для которых русский язык не является родным, к ОГЭ и ЕГЭ по всем школьным предметам, в том числе по русскому языку.

Об организационно-педагогических аспектах работы с детьми из семей иноэтничных мигрантов в МОУ СОШ дер. Кривское рассказала директор школы Елена Михайловна Селезнёва. Она дала характеристику национальному составу учащихся, поделилась системой работы с данной категорией детей, которая сложилась в школе: занятия во второй половине дня в системе дополнительного образования, дифференцированный подход на уроках, организация воспитательной работы (внеклассных и внешкольных мероприятий), психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов. В конце своего выступления она дала участникам семинара практические рекомендации из опыта работы своей школы. Они касались организации эффективной учебной работы и внеурочной деятельности, а также вопросов профилактики учебных затруднений у обучающихся из семей мигрантов.

Педагог школы №3 Татьяна Ивановна Кленова рассказала про учебные пособия «Русский язык: от ступени к ступени», которые успешно используют педагоги на занятиях с детьми-инофонами. Открытое мероприятие на тему: «Социализация детей из семей международных мигрантов» провели педагог-организатор Мария Андреевна Колосова и педагог-психолог Алексей Михайлович Цыс: они представили кейсы по актёрскому мастерству и играм, снимающим психологический барьер в иноязычной детской среде.

Группа учащихся, в которых были и дети из семей мигрантов, и русскоговорящие ребята, провели экскурсию по школьному музею, в котором собран материал об участниках Великой Отечественной войны.

Специалисты МПГУ и Центра «Этносфера» Татьяна Васильевна Криворучко и Марина Владимировна Дорохова выступили с докладом по теме «Языковая и социокультурная адаптация детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования», в рамках которого затронули вопросы: особенности преподавания русского языка как иностранного для детей-инофонов начальной и основной школы, дали практические рекомендации по использованию различных методов и приемов работы по преодолению трудностей русской грамматики, фонетики, лексики, поделились опытом работы поликультурных школ с большим количеством детей-инофонов.

По результатам практического семинара можно сделать вывод о продуктивной работе школ по вопросам выработки и успешного внедрения практик по адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов. Хотелось бы отметить заинтересованность педагогического коллектива, их активное взаимодействие и желание продолжить работу на направлении совершенствования деятельности образовательной организации по языковой и социально-культурной адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов.

Участие в состоявшемся методическом семинаре состоялось в рамках проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», реализуемого АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» во взаимодействии с МПГУ, с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Наша главная задача – помочь образовательным организациям со значимой долей обучающихся из семей мигрантов перестроить свою работу таким образом, чтобы проблему адаптации детей мигрантов превратить в ресурс устойчивого развития школы, совместно преодолеть риски отставания и неуспешности, обеспечить положительную динамику образовательных результатов в классах, где учатся дети с миграционной историей. Трансляция в школы, колледжи и детсады регионов России двадцатилетнего опыта, накопленного в этой области коллективом Центра «Этносфера» и МПГУ, поможет не только решить задачу интеграции ребенка в новое для него языковое и культурное пространство, но и формированию у всего многонационального коллектива учащихся и воспитанников уважения к этническому и культурному многообразию, установки на межкультурный диалог. Это крайне важно для устойчивого развития нашего многонационального и многоконфессионального государства.

Татьяна Криворучко,
Марина Дорохова

Похожие записи:

Поделитесь этим материалом в социальных сетях:

Популярные книги

Все книги