Задачи образования и просвещения в контексте национальной политики обсудили эксперты на круглом столе в Московском городском университете управления

25 июня 2019 года в Московском городском университете управления состоялась международная научно-практическая конференция «Единство в различиях: Стратегия 2.0». Главной целью конференции было обсуждение изменений и дополнений, которые вносятся в Стратегию национальной политики города Москвы на период до 2025 года в связи с утверждением новой редакции федеральной Стратегии государственной национальной политики.

На пленарном заседании конференции с докладами выступили руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков; член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, профессор В.Ю. Зорин (тема: «Современная национальная политика: традиции и инновации»); президент международного Центра геополитического прогнозирования «Восток – Запад», директор Ассоциации политических исследований г. Нур-Султан (Казахстан), профессор Карлыгаш Нугманова.

О формировании российской гражданской идентичности как направлении Стратегии государственной национальной политики говорила руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН, профессор Леокадия Михайловна Дробижева. А заместитель председателя Совета министров Республики Крым – постоянный представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Львович Мурадов сделал очень интересный доклад на тему: «Многонациональное богатство – цивилизационная основа России». Он сформулировал четыре фактора, которые на протяжении истории делают Россию, с одной стороны, привлекательной для мирового сообщества, а с другой стороны, вызывают опасения и настороженность у недоброжелателей нашей страны. Многонациональность и многоконфессиональность России и многовековой опыт по сохранению и развитию как многочисленных, так и малочисленных народов, по мнению Георгия Львович, – это один из таких факторов.

Одной из важных тем для обсуждения стала реализация задач государственной национальной политики в сфере образования и просвещения. Этой теме был посвящен круглый стол «Роль образования и просвещения в реализации Стратегии национальной политики Москвы: основные достижения и новые задачи». Директор ГБОУ города Москвы «Школа Перспектива» Н.В. Тверская представила опыт проведения фестиваля национальных культур и работы с семьями, приезжающими из российских регионов, направленной на интеграцию ученического сообщества. Куратор по этнокультурному образованию ГБОУ города Москвы «Школа №1583 им. К.А. Керимова» Рамида Байталова рассказала участникам об опыте изучения языков и культур народов России в дополнительном образовании и с сожалением сообщила о сокращении часов на изучение азербайджанского языка со следующего учебного года. О важности изучения родного языка и участии в реализации этнокомпонента представителей национально-культурных объединений и диаспор говорил и заместитель председателя Общероссийского Кыргызского конгресса Болот Арзыматов. Он также обратил внимание участников на важность воссоздания системы адаптации и интеграции обучающихся-инофонов, которая успешно работала в Москве в прошлом десятилетии.

Следующий блок выступлений был посвящен практическим вопросам преподавания религиозной культуры в школе. Доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ, член редакционной коллегии журнала «Ислам в современном мире» О.С. Павлова подняла вопрос о важности изучения духовно-нравственной культуры как средства укрепления гражданской идентичности, формирования у обучающихся чувства сопричастности истории и культуре многонациональной России. Она рассказала, что даже перед религиозными образовательными учреждениями России сейчас поставлена задача пересмотра учебных планов для учета этой тематики. Практический опыт преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представила учитель истории и обществознания ГБОУ города Москвы «Школа №2120» Асет Хасамбековна Идигова, рассказав о проблемах, которые возникают при взаимодействии с многонациональными коллективами детей и особенно – их родителей.

Третий блок выступлений был посвящен рассмотрению форм и методов учебной и воспитательной работы по формированию российской гражданственности. Первым слово взял сопредседатель Московского общественного объединения «Научно-просветительский центр «Холокост» Илья Александрович Альтман. Он рассказал об опыте реализации проектов «Спаситель» и «Освободитель», рассказывающих о вкладе представителей разных национальностей и религий в Великую Победу. Директор Центра развития открытого образования Московского педагогического государственного университета Надежда Борисовна Самойлова представила деятельность по укреплению российской идентичности средствами образовательных путешествий. Были представлены различные форматы работы с детьми, родителями и педагогами на примере выездных этнографических экспедиций и других проектов, в том числе «Малые города в истории России». Завершила работу круглого стола представитель родительской общественности Москвы Ольга Алексеевна Галузина. Она заострила внимание участников на тех проблемах межнационального взаимодействия, которые волнуют современных родителей, и призвала собравшихся активно включиться в работу по профилактике явлений экстремизма среди молодежи.

В рамках круглого стола состоялось очередное заседание Межведомственного координационного совета по развитию межнациональных отношений (МКС). Принимавшие участие в заседании представители префектур и управ имели возможность пообщаться с учителями и директорами московских школ и вузов, задать вопросы представителям Экспертно-Консультативного совета родительской общественности, скоординировать предложения по проектам, направленным на этнографическое просвещение москвичей, на местах.

Модераторами круглого стола выступили заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы И.Е. Петров и председатель комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей, профессор Института социально-гуманитарного образования МПГУ, руководитель Центра «Этносфера» Е.А. Омельченко.