Состоялось очередное заседание Правления Центра «ЭТНОСФЕРА»

Расширенное заседание Правления в конце июня т.г. было посвящено подведению итогов работы Центра содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» за период со второй половины 2017 по середину 2019 года и утверждению стратегических планов развития на 2019-2020 годы.

В заседании приняли участие учредитель и член Правления, президент Российской ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор Капустин Анатолий Яковлевич; учредитель и член Правления президент Федерации мира и согласия, кандидат политических наук Камышанов Виктор Иванович; учредитель и Председатель Правления, кандидат исторических наук Горячев Юрий Алексеевич. Представитель Российского университета дружбы народов в Правлении Центра «Этносфера», профессор Людмила Васильевна Пономаренко, зав. кафедрой всеобщей истории, заместитель декана по международным связям факультета гуманитарных и социальных наук РУДН приняла участие в заседании в дистанционном режиме. Участниками мероприятия также были члены Совета директоров Центра «Этносфера», главный редактор научно-информационного альманаха «Этнодиалоги» Анна Александровна Шевцова, заместитель генерального директора Центра «Этносфера» Владимир Федорович Захаров, ответственный секретарь и представитель Центра «Этносфера» в Координационном совете Международного педагогического общества в поддержку русского языка Анна Юрьевна Орлова.

В рамках отчета о деятельности Центра «Этносфера» за предыдущий период генеральный директор Елена Александровна Омельченко представила информацию о мероприятиях и проектах, подготовленных и проведенных коллективом Центра в рамках следующих направлений:

Направление «Содействие развитию поликультурного (межнационального) образования и гуманитарного сотрудничества, сохранению и развитию языкового и этнокультурного разнообразия России и мира; участие в совершенствовании и реализации государственной национальной политики».

  1. Московский открытый конкурс детского и молодежного творчества «Билингва» (конкурс двуязычных эссе). Проводится ежегодно с 2015 года, последние три года во взаимодействии с Департаментом национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Общее участие – более 1000 детей из 36 регионов РФ и 18 зарубежных стран. В настоящее время готовится к изданию сборник эссе лауреатов проекта, сверстанная на более чем 30 языках народов РФ.
  2. Социально значимый проект «Школа молодого патриота. Горжусь Россией!» во взаимодействии с Российским обществом «Знание» и «Ассоциацией учителей литературы и русского языка» (май – ноябрь 2017 г.). Реализация в рамках проекта: а) Всероссийского интернет-конкурса «Горжусь своей страной»; б) просветительского проекта «Малые города в большой истории России» (Тверская, Рязанская, Калужская, Тульская области; 2018 г. – Подмосковье); в) выездной молодежной этнографической экспедиции на Байкал (Республика Бурятия) «Россия: единство в многообразии». Общее число детей и молодежи – участников проекта – более 700 человек из разных регионов РФ.
  3. Молодежные форумы «Москва многоликая и разноязычная» и «Межнациональный диалог как ресурс развития» (2017–2018 гг.). Участники: московская молодежь разных национальностей, представители национально-культурных объединений и диаспор. Молодежные форумы проводились при информационной поддержке Федерального агентства по делам национальностей.
  4. Участие в разработке и сопровождении Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России» (для школьников, педагогов и родителей московских обучающихся) в 2018–2019 гг. В настоящее время под руководством Центра «Этносфера» в рамках соглашения с Департаментом национальной политики и межрегиональных связей города Москвы разрабатывается мобильное приложение, с помощью которого повысить этнографическую грамотность смогут жители Москвы и представители других регионов России.

В рамках данного направления отдельно следует отметить участие Центра «Этносфера» в работе Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы (членство руководителя в Президиуме, руководство комиссией по образованию и науке данного Совета с декабря 2016 года). В 2019 году Центр «Этносфера» осуществлял организационное сопровождение деятельности группы, которая работала над внесением изменений и дополнений в Стратегию национальной политики города Москвы на период до 2025 года. На вторую половину 2019 года запланировано участие в разработке Методических рекомендаций по реализации московской Стратегии для территориальных органов власти и органов местного самоуправления города Москвы.

Направление «Поддержка русского языка и образования на русском языке за рубежом». Организационное обеспечение деятельности Международного педагогического общества в поддержку русского языка.

  1. Международная конференция «Билингвальное образование в современном мире: опыт, лучшие практики, вопросы преемственности» (ФРГ, г. Берлин, 19-22 ноября 2017 г.) Реализация проекта Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Соорганизаторы – Общество русскоязычных родителей Берлина «МИТРА» и Ассоциация многоязычного образования «VIA LIGHT», координатор – один из членов Координационного совета МПО г-жа Марина Бурд. Число участников – более 70 человек из более чем 30 европейских стран и государств СНГ.
  2. Организация XVIII-й отчетно-выборной конференции Международного педагогического общества в поддержку русского языка и международного научно-практического форума «Образование в диалоге культур: мир русской школы» (Азербайджанская Республика, г. Баку, 4–7 октября 2018 г.). Участие в мероприятии приняли более 60 человек – делегатов из стран Европы, Азии, Северной Америки и Африки. Поддержку Форуму оказали Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Русская община Азербайджана и Ассоциация преподавателей русскоязычных учебных заведений Азербайджана, Россотрудничество, во взаимодействии с Домом русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Международным советом российских соотечественников (МСРС), Московским домом соотечественника.
  3. Организация ежегодной Международной школы русского языка и культуры «Россия в мире: молодежный взгляд». Целевая аудитория – молодежь национальных республик РФ и зарубежных стран. В декабре 2016 г. и декабре 2017 г. проходила на средства гранта Президента РФ, в декабре 2018 г. – на средства гранта Министерства просвещения РФ. Число участников: в 2017 г. – 150 человек из 10 зарубежных стран и 11 регионов РФ; в 2018 г. – 100 участников, преимущественно из стран Азии и Африки, а также четырех регионов РФ. Запланированные даты проведения зимой 2019 г. (пока – на условиях самофинансирования) – с 14 по 24.12.2019 г.
  4. Организация культурно-образовательных стажировок в Москве для студентов из славянских стран (март 2017 г., апрель 2018 г., октябрь 2018 г., март – апрель 2019 г.). Планируются очередные стажировки в сентябре и октябре 2019 г.
  5. Организационно-методическое сопровождение финальных мероприятий Международного «Пушкинского конкурса» среди учителей русского языка и литературы школ с русским языком обучения (2011–2018 годы). Проводится «Российской газетой» во взаимодействии с Правительством Москвы ежегодно с 2000 г. Центр «Этносфера» сопровождает проект с 2013 г. Финальные мероприятия проходят в Москве в течение пяти дней и приурочены к Дню города. Ежегодно участие в мероприятиях принимают по 50 учителей из не менее чем 25 стран мира.
  6. Международный конкурс педагогического мастерства для учителей, работающих в билингвальной и многоязычной среде. Проводился в 2018 году на средства гранта Министерства просвещения РФ, как параллельный детскому конкурсу двуязычных эссе «Билингва». Общее число участников – более 200 педагогов из 11 стран мира и 8 регионов РФ.

Направление «Языковая и социально-культурная адаптация мигрантов, содействие созданию в России системы интеграции детей из семей иноэтничных мигрантов в российское общество»

  1. Курсы языковой и социально-культурной адаптации для мигрантов из Сирии, Афганистана, африканских стран. 11 групп в период со второй половины 2017 г. по июнь 2019 г. Некоторые проекты поддерживаются Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в РФ; другие – реализуются на условиях самофинансирования.
  2. Занятия по подготовке к школе для детей из семей мигрантов из дальнего зарубежья. Реализуются во взаимодействии с национально-культурными объединениями г. Москвы на условиях самофинансирования. Всего подготовлено к школе более 100 детей в возрасте от 6 до 8 лет.
  3. Развитие взаимодействия с проектом «Перелетные дети» и лицеем «Ковчег XXI» по вопросам реализации в Московской и Калужской областях пилотного проекта по созданию на базе школ системы адаптации и интеграции детей из семей международных мигрантов средствами образования, по аналогии с действовавшей в Москве сетью «Школ русского языка» и курсов по русскому языку как иностранному.

Направление «Издательская деятельность, подготовка и распространение учебных пособий»

  1. Научно-информационный альманах «Этнодиалоги». В 2017 году издано три номера научно-информационного альманаха «Этнодиалоги», в 2018 году – два номера. В 2019 году издан один номер, готовится к изданию №2, до конца 2019 года планируется выпустить еще два номера.
  2. В серии изданий, связанных с проблематикой духовно-нравственного образования и профилактики экстремизма вышли пособия: «Начало доброго пути: методические рекомендации по воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных ценностей» (автор Д.Н. Коробейник); «Духовно-нравственное воспитание дошкольников – сборник программ»; «Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных организациях»; «Новые религиозные культы и школа» (авторы – И.В. Метлик, И.А. Галицкая).
  3. По частным заказам изданы полноцветные книги В.Е. Ваниева «О годах дипломатии с долей сарказма» и путеводитель по Равенне (авторы – О.Н. Яшина и Э. Консоларо) «Столица империй и королевств. Равенна: ключи от города»).
  4. Издана монография Е.А. Омельченко «Интеграция мигрантов средствами образования: из опыта России и зарубежных стран», в основу которой положены исследования автора к предстоящей защите в текущем году докторской диссертации по данной теме.
  5. В рамках проекта с Общероссийской общественно-государственной организацией «Российское общество «Знание» вышли издания: «Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителей и библиотекаря», «Пока в России Пушкин длится…», «Подними голову, и ты увидишь небо!».
  6. Подготовлена и издана красочная «Церковнославянская азбука» (автор М.Ю. Кравцова) как дополнение к УМК по Церковнославянскому языку (2017 г.).
  7. В продолжение серии «Русский язык: от ступени к ступени» подготовлена к изданию и выпущена рабочая тетрадь к УМК для работы с детьми-инофонами «Развитие речи: волшебная азбука» (автор – Е.В. Какорина). Подготовлено и опубликовано второе издание (исправленное и дополненное) учебного пособия «Произношение, чтение и письмо» (автор – О.В. Синёва).
  8. Во взаимодействии с Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, подготовлена и издана информационная брошюра В.П. Иванова «Право на образование и использование языка национальных меньшинств».
  9. Совместно с МПГУ планируется издать серию учебных пособий под общим названием «Этнокультурное образование». Первые два номера готовятся к изданию к сентябрю 2019 г.

По итогам заседания Правления утвержден отчет о работе и финансово-хозяйственной деятельности Центра «Этносфера» за 2017–2018 годы, а также план деятельности на 2019–2020 годы, представленные генеральным директором Е.А. Омельченко. В соответствии с решением заседания Правления, первоочередное внимание следует уделять следующим направлениям деятельности:

  • Развитие сотрудничества с российскими национально-культурными организациями и другими партнерами по реализации положений Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и мероприятиями по ее осуществлению в г. Москве.
  • Осуществление мероприятий по поддержке русского языка и культурно-образовательных центров организаций российских соотечественников за рубежом, в том числе по линии МПО.
  • Разработка дополнительных мероприятий, направленных на реализацию Программы ЮНЕСКО «Образование – 2030».
  • Осуществление необходимых мероприятий по развитию издательской деятельности, в том числе приведение Научно-информационного альманаха «Этнодиалоги» в соответствие с требованиями, предъявляемыми к журналам для включения в международную базу цитирования Scopus.

Одним из итогов заседания Правления стало переизбрание генерального директора Центра «Этносфера» на очередной срок, до августа 2022 года.

Председатель Правления Ю.А. Горячев,
Генеральный директор Е.А. Омельченко.