Московские и региональные практики обучения детей билингвов обсудили на семинаре в Московском доме национальностей

Педагог ­– творческая личность, педагогические возможности в выборе форм, методов, приемов работы с детьми-билингвами поистине безграничны. Для каждого хорошего учителя характерно желание сделать свой урок необычным, понятным, важным открытием для каждого ребенка. Но как работать с детьми-билингвами и детьми, владеющими сразу несколькими языками? Как различить врожденный и приобретенный билингвизм? Что такое технический билингвизм? Какие методики и технологии наиболее эффективны при работе с билингвальными учениками? Какие их психологические особенности надо при этом учитывать?

Эти и многие другие вопросы обсуждали на семинаре в Московском доме национальностей 13 ноября 2019 года. Участниками семинара стали педагоги, психологи и родители из Москвы и Московской области, а также учителя, приехавшие на финальные мероприятия конкурса «Билингва», который на протяжении пяти лет проводит Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» при поддержке Правительства Москвы. Вели семинар руководитель Центра балтистики филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент, кандидат филологических наук Ольга Владимировна Синёва и и.о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, кандидат исторических наук Елена Александровна Омельченко.

Число применяемых учителями технологий велико: это и диалоговое обучение, и ролевая игра, и квесты, и технология визуализации учебной информации. Применение этих форм педагогической работы активизирует деятельность учащихся и мотивирует на более глубокое познание изучаемой темы. Несколько педагогов представили современные метапредметные уроки: культура–литература–искусство. Целью данных уроков педагоги ставили перенос теоретических знаний в практическую жизненную ситуацию: подготовка и поход в театр, тематическую экскурсию, виртуальное путешествие. Метапредметные уроки показаны как уроки, с помощью которых происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащихся.

Представляют интерес работа педагогов по социокультурной адаптации детей инофонов в новом социуме, знакомство их с русской культурой через прочтение сказок, разбор и анализ произведения, характеристик действующих лиц и постановки инсценировок. Это подробная пошаговая методика работы с художественным текстов детей младшего школьного возраста. Особый интерес представляет урок обучению детей азбуке. Один из педагогов предложил следующую технологию: изучать русский алфавит, как короткий стихотворный текст на изучаемую букву, создание нового вида электронной азбуки, основанный на исконно русских словах: букву «Г» через слова «гусли» и «гжель», букву «Б» – через «балалайку», букву «В» – через «валенки» и т.д.

Очень важно, чтобы педагогический опыт работы учителей-практиков стал действующей «Творческой мастерской педагога», в которой трансляция современных инновационных и традиционных методик будет доступна широкому кругу специалистов, работающих в многоязычной образовательной среде. Это должна быть среда, включающая возможности обсуждения уроков, практики использования материалов интернет-ресурсов. Это поможет изучению и сохранению как родных, так и русского языка. А русский язык объединяет и сплачивает многонациональный российский народ, проживающий не только на территории Российской Федерации, но и в других государствах.

Елена Омельченко