­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7(916)652-22-50
mail@etnosfera.ru

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Работа международного форума, которая в первый день 5 октября проходила на базе Бакинского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова, Бакинского государственного университета, школы-лицея №6 города Баку, во второй день продолжилась в Исмаиллинском районе Азербайджанской Республики. Первым событием стала встреча с Администрацией Исмаиллинского района, в ходе которой глава района Садыгов Мирдамет Мирсадыг оглы рассказал участникам мероприятия о ведущих направлениях развития района, в том числе в образовательно-культурной сфере.

Основные мероприятия прошли в молоканском селе Ивановка – своеобразном очаге русского языка и русской культуры в Азербайджане. 6 октября в Ивановской сельской средней школе им. Г. Алиева состоялись круглый стол на тему «Образование на русском языке в странах мира: современные вызовы и перспективы развития» и методическая мастерская: «Развитие билингвального образования и детского многоязычия: психологизация методики, технологий, практики». Завершающим событием стала отчетно-выборная конференция Международного педагогического общества в поддержку русского языка. Во всех мероприятиях приняли участие представители образовательных организаций Исмаиллинского и соседних районов Азербайджана, а также делегация учителей из Москвы – Гимназии №1583, где в рамках системы дополнительного образования присутствует азербайджанский этнокультурный компонент.

Выступления и дискуссии участников форума показали, что государственные, общественные и образовательные организации Азербайджанской Республики уделяют серьезное внимание вопросам поддержки диалога культур, а также языков и традиций населяющих страну народов. Отмечалась роль Русской общины Азербайджана, которая во взаимодействии с МАПРЯЛ, МПО МСРС и другими международными и российскими организациями ведет активную работу, направленную на поддержку «русской школы», русского языка и культуры в странах мира.

Участники форума – представители образовательных организаций Европы, Азии, Северной Африки отмечали, что большой интерес зарубежных коллег могло бы вызвать проведение международной очно-заочной конференции по вопросам двуязычия, поликультурного образования, народоведения, сохранения этнокультурных традиций в условиях иноязычного и инокультурного окружения.

В ходе дискуссий высказывались предложения о целесообразности и плодотворности создания на уровне органов управления образованием и высших учебных заведений совместных авторских коллективов для написания дополнительных учебных пособий страноведческого характера, соответствующих национальным ценностям и представлениям о национальной самоидентификации местных сообществ.

При обсуждении вопросов, связанных с положением русскоязычного образования за рубежами России, значительное внимание обращалось на институциональную поддержку русского языка в частных и государственных образовательных организациях, в том числе в двуязычных школах в странах диаспоры. Особый интерес вызвал опыт работы билингвальных школ Германии, Италии, Латвии, Турции, Канады.

Большой интерес у участников мероприятия вызвали вопросы, связанные с развитием на современном этапе международного партнерства образовательных учреждений, использованием новых подходов и технологий повышения квалификации учителей-предметников, методистов, администраторов образовательных учреждений с преподаванием на русском языке.  Были высказаны предложения о создании под эгидой МПО совместных авторских (национальных и российских) коллективов для написания дополнительных учебных пособий страноведческого характера по россиеведению.

Состоялся продуктивный обмен опытом использования передовых педагогических технологий и развития дистанционных форм образования как средства популяризации русского языка в системе общего, дополнительного и семейного образования. Обсуждались проблемы и сложности современных систем образования в русских школах разных стран и регионов мира.

Выступавшие неоднократно подчеркивали своевременность и актуальность провозглашенных властями РФ концептуальных документов, программ и мероприятий по поддержке русского языка. Отмечалась активизация деятельности государственных и общественных организаций, в том числе Россотрудничества, Фонда «Русский мир», Международного совета российских соотечественников, а также таких образовательных учреждений, как Московский педагогический государственный университет, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина.

Делегаты Конференции МПО в своих выступлениях отмечали, что во многих странах мира, в том числе в странах СНГ, Африки и Латинской Америки, Австралии, США, Канаде и др. постоянно растет интерес к деятельности МПО среди педагогов и руководителей школ с русским языком обучения, представителей высшего образования, активистов профильных общественных организаций. Расширились направления деятельности, география и состав членов Общества, сетевое взаимодействие профильных общественных и образовательных организаций. Активизировалась работа по обобщению и распространению передового опыта и современных методик преподавания русского языка в зарубежной школе, налажено взаимодействие в планировании и проведении совместных международных мероприятий.

Наиболее актуальными на перспективу можно выделить следующие совместные направления деятельности в рамках МПО:

  • Внедрение инновационных методов поддержки русских школ, подготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка и учителей-предметников на русском языке в зарубежных школах в условиях цифровизации экономики, образования и общества, в целом.
  • Эффективное использование возможностей, возникающих в связи с цифровизацией экономик и систем образования стран мира по таким направлениям, как:
  • подготовка педагогов и учащихся к работе в мобильной цифровой среде;
  • формирование цифровой культуры педагога, преподающего русский язык и другие предметы на русском языке;
  • проведение онлайн конференций, семинаров, совещаний, обсуждений актуальных вопросов;
  • использование цифровых технологий в преподавании широкого круга дисциплин культурологического и педагогического направлений.
  • Доведение до учащихся, родителей, а также педагогов и административных работников зарубежной русской школы информации об имеющихся эффективных профильных Интернет-порталах и сайтах, предлагающих дистанционное образование на русском языке для детей и молодежи, а также переподготовку и повышение квалификации учителей и преподавателей русского языка и соответствующих дисциплин, преподаваемых на русском языке.
  • Активизация участия членских организаций МПО в развития системы непрерывного образования на русском языке: дошкольное образование – школьное основное и дополнительное образование – профессиональное образование – повышение квалификации.
  • Дальнейшее совершенствование практики изучения русского языка, истории и русской культуры не только в школе, но и в учреждениях дополнительного, особенно дошкольного образования и формирования «непрерывного» образовательного цикла в данной сфере.
  • Включение в сферу интересов МПО программ по раннему развитию детей.
  • Необходимость учёта положений европейских культурно-образовательных программ при разработке коллективных проектов, реализуемых в данном регионе членами МПО.
  • Расширение формата конгрессных мероприятий МПО с включением мастер-классов по организационно-методическим вопросам в сфере образования на русском языке.

Члены МПО, представляющие образовательные и общественные организации стран мира, в своих выступлениях неоднократно говорили о развитии процесса профессионального укрепления позиций и растущей востребованности русских школ, расширении географии их взаимодействия и об институциализации русскоязычного содружества в рамках деятельности МПО, готовности Общества к диалогу и партнерству с широким кругом национальных, региональных и международных культурно-образовательных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

­