­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7(495)915-06-95
схема проезда

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Итоговое сообщение VII-й Конференции Международного педагогического общества в поддержку русского языка (Москва, 18-19 октября 2016 г.)

В работе Седьмой Конференции Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО) приняли участие коллективные и индивидуальные члены Общества – руководители образовательных организаций и педагоги зарубежных школ, представители общественных организаций из 45 стран мира, деятельность которых направлена на поддержку русского языка и русской культуры, ученые и педагоги московской системы образования.

Конференция и состоявшееся в ее рамках Международное совещание руководителей образовательных учреждений с русским языком обучения были организованы при поддержке Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы, Московского института открытого образования, Центра гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом – «Московский Дом соотечественника» и Дома Русского Зарубежья имени А.И. Солженицына.

Инициативу Общества о проведении профессиональной международной встречи педагогов активно поддержали Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Международный совет российских соотечественников (МСРС) в состав которых МПО входит в качестве коллективного члена.

Делегаты состоявшейся Конференции также с признательностью отмечают значимость проявленного к ним внимания и готовность развития сотрудничества со стороны российских организаций:

  • Министерства образования и науки РФ;
  • Русской Православной Церкви Московского Патриархата;
  • Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество);
  • Фонда «Русский мир»;
  • Общества русской словесности;
  • Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»;
  • Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом;
  • Автономной некоммерческой организации «Научный центр евразийской интеграции»;
  • Автономной некоммерческой организации Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» (секретариата Международного педагогического общества в поддержку русского языка).

Программа мероприятия включила: два пленарных заседания, XVI ежегодное Международное совещание руководителей образовательных учреждений с русским языком обучения «Современность и перспективы развития «русской школы», Международный круглый стол «Образование на русском языке в странах мира: современные вызовы и перспективы развития», панельную дискуссию на тему «Как сформировать у современных подростков мотивацию к познанию России, ее культуры и истории?», работу научно-методических секций: «Современные методики и практики преподавания русского языка в зарубежной школе», «Подготовка специалистов в сфере образования на русском языке: современные подходы и тенденции развития», а также знакомство участников с московской системой образования: посещение образовательных организаций города Москвы – ГБОУ г. Москвы «Школа № 2123» и ГБОУ г. Москвы «Школа № 2104».

На пленарном заседании Конференции c приветственными словами в адрес участников выступили : директор Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына, доверенное лицо Президента РФ В.В. Путина Виктор Александрович Москвин; директор Московского Дома соотечественника, советник Мэра Москвы Владимир Владимирович Лебедев; президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, президент Российской Академии Образования Людмила Алексеевна Вербицкая; руководитель программ Научного центра евразийской интеграции Юрий Петрович Кожаев; исполнительный секретарь Международного совета российских соотечественников Неборский Михаил Юрьевич; заместитель исполнительного директора Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Михаил Михайлович Владимир; председатель Координационного Совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Васильевна Дудова; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии Иеромонах Онисим (Бамблевский).

С проблемно-аналитическими докладами , ориентированными на раскрытие региональной специфики развития образования на русском языке, особенностей правового и социально-культурного положения соотечественников, вопросов поддержки «русской школы», выступили :

  • член Экспертно-консультативного совета МПО, профессор Университета «Азербайджан» (г. Баку) Асиф Аббас оглы Гаджиев «Образование на русском языке в Азербайджанской Республике: реалии и перспективы развития»;
  • член Координационного Совета МПО, Генеральный директор Департамента межэтнических отношений Республики Молдова, руководитель Ассоциации работников славянских учреждений образования Республики Молдова, председатель совета учредителей Славянского университета Республики Молдова (г. Кишинев) Олег Андреевич Бабенко «Права человека и права национальных меньшинств: право на образование и ситуация с образованием на языке национальных меньшинств в Республике Молдова»;
  • член Конгресса русских американцев США Людмила Ростиславовна Селинская «Сто лет и три поколения сохранения языка и культуры в Русском Зарубежье»;
  • член Координационного Совета МПО, исполнительный директор Общества русскоязычных родителей и педагогов города Берлина МИТРА, ФРГ Марина Анатольевна Бурд «Русская школа в странах традиционной Европы. Перспективы развития»;
  • председатель Болгарской национальной сети преподавателей русского языка и культуры, директор Гимназии с изучением иностранных языков (г. Плевен) Юрий Боянов Тодоров «Болгарская национальная сеть преподавателей русского языка и культуры: перспективы сотрудничества»;
  • директор Института русского языка Пекинского Университета иностранных языков, Китайская Народная Республика Хуан Мэй «О международном гуманитарном сотрудничестве КНР – Россия и государств-членов ШОС в области образования, изучения русского языка и культуры».

Также на пленарном заседании Конференции прошла акция награждения активистов Международного педагогического общества в поддержку русского языка медалью «За преданность учительскому призванию» и награждение финалистов Международного молодежного конкурса из цикла «Диалоги на русском языке» (всего 45 студентов и школьников из 16 субъектов Российской Федерации и 6 зарубежных стран).

В своих выступлениях участники международной встречи отмечали, что интерес к деятельности МПО во многих странах мира среди педагогов и руководителей школ с русским языком обучения, представителей высшего образования, активистов профильных общественных организаций постоянно растет. Расширились направления деятельности, география и состав членов Общества, развивается сетевое взаимодействие профильных общественных и образовательных организаций. Активизировалась работа по обобщению и распространению передового опыта и современных методик преподавания русского языка в зарубежной школе, налажено взаимодействие в планировании и проведении совместных международных мероприятий.

Особое внимание участники проявили к обсуждению вопросов, связанных с положением русскоязычного образования в странах мира. Были отмечены не только достижения русских школ, увеличение количества общественных и образовательных организаций, в которых изучается русский язык, – участники конференции выражали озабоченность сокращением в отдельных странах образовательного пространства на русском языке. В этой связи многие выступавшие подчеркивали своевременность и актуальность провозглашенных российскими властями концептуальных документов, направленных на поддержку и продвижение русского языка и культуры, важнейшими из которых являются утвержденные указами Президента РФ Концепция поддержки и продвижения русского языка за рубежом, Концепция «Русская школа за рубежом», Основы государственной культурной политики. Отмечалась необходимость поиска путей наиболее эффективного использования и воплощения в жизнь основных положений этих документов с учетом конкретных условий в различных странах мира. В частности, участники из Болгарии, Эстонии, Латвии, США выразили надежду, что объектами государственной поддержки образования на русском языке станут не только школы, работающие по российским образовательным стандартам, но и дошкольные образовательные организации, школы дополнительного образования (например, приходские школы, школы выходного дня), государственные школы, где русский язык преподаётся как иностранный.

Координационному совету МПО рекомендовано в этой связи развивать рабочие контакты с государственными и общественными структурами, отвечающими за выполнение вышеуказанных документов, и на регулярной основе информировать членов Общества о проведении актуальных мероприятий.

В ходе дискуссий русисты из числа российских соотечественников, проживающих в странах Европы и Азии, с интересом обсудили итоги работы Международного форума «Евразийский образовательный диалог», посвященного вопросам совершенствования качества образования. В целях повышения качества и привлекательности русскоязычного образования участники дискуссий высказали пожелание в адрес КС МПО обратиться с просьбой к Минобрнауки РФ, другим государственным и общественным организациям расширить практику проведения олимпиад и конкурсов по русскому языку, математике и естественно-научным дисциплинам для детей соотечественников, проживающих за рубежом.

В рамках обсуждения вопросов сотрудничества в сфере русскоязычного образования был обозначен ряд проблем, как на федеральном государственном, так и региональном уровне, а также по линии взаимодействия авторитетных неправительственных организаций, которые на сегодняшний день концептуально влияют на возможности развития данной сферы. В частности, было выражено сожаление о том, что прекратилась практика сотрудничества на договорной основе между столичными департаментами образования России и Молдовы. Участники из США, Канады, Австралии отмечали, что многие представители русскоязычной диаспоры в этих странах имеют возможность сохранять русский язык из поколения в поколение, только благодаря работе церковно-приходских школ. В этой связи они подчеркивали важность образовательного сотрудничества с православными школами Москвы и других регионов РФ, привлечения к такому сотрудничеству преподавателей-русистов, владеющих современными методиками и технологиями обучения.

Ряд участников конференции отметили возрастающий интерес к преподаванию российской истории и культуры, но выразили озабоченность отсутствием методических материалов по этим направлениям. Было высказано предложение о необходимости реализации совместных проектов по методическому наполнению курсов для разных групп учащихся по истории России и культуре России, современной культуре России.

В ходе дискуссий высказывались пожелания о содействии установлению сотрудничества с российскими (московскими) образовательными организациями, владеющими технологиями и имеющими право вести дистанционное обучение по соответствующим российским программам и «…выдавать аттестаты зрелости выпускникам зарубежных школ, прошедших курс обучения и сдавших в установленном порядке выпускные экзамены». Наличие российского аттестата о среднем образовании является в ряде европейских странах дополнительным преимуществом для поступления в национальные вузы.

Представители «русских школ» в странах Балтии, Средней Азии и Закавказья отмечали, что стремление к изучению русского языка растет не только среди соотечественников, но и среди представителей титульных наций.

Большой интерес у участников Конференции вызвали вопросы, связанные с проектами, направленными на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов-русистов, реализуемых государственными и общественными организациями, в том числе Россотрудничеством, Фондом «Русский мир» и др., а также такими образовательными учреждениями, как ГИРЯ им. А.С. Пушкина, РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский институт открытого образования, вузами Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации. Отмечалась значимость совершенствования координации и систематизации работы поповышению эффективности и актуализации мероприятий на этом направлении.

Особое внимание на Конференции было отведено обсуждению вопросов, связанных с привлечением молодёжи в сферу русскоязычного образования, формированию мотивации к изучению русского языка, интереса к истории и культуре России. Были высказаны мнения о необходимости развития детских и молодёжных проектов, которые давали бы возможность ребятам окунуться в русскоязычную среду, поучаствовать в формировании самоидентификации себя, как части русскоязычного мира. Среди наиболее популярных форм работы назывались международные молодежные конкурсы по тематике русского языка и русской культуры, победители которых имеют возможность посетить Россию; летние интернациональные лагеря с изучением русского языка; обмен делегациями школьников и педагогов в рамках межшкольных партнерских связей. В частности, Чаранджит Сингх, ведущий преподаватель русского языка Университета им. Дж. Неру (Индия), отметил, что «важным стимулом являются кратковременные практико ориентированные студенческие стажировки в России, а также направление в национальные университеты российских специалистов» для проведения методических семинаров, мастер-классов для преподавателей.

Состоялось активное обсуждение вопросов, связанных с правами российских соотечественников на образование и культурную идентичность. Актуализация этой темы была подчеркнута многими участниками. В дискуссиях приняли участие ученые и практики, представители зарубежных образовательных учреждений и общественных организаций. Все выступавшие отмечали, что одним из базовых аспектов продвижения русского языка и русской культуры является реализация права российских соотечественников на образование и сохранение культурно-языковой идентичности. Подчеркивалось, что правовые основы этой темы следует рассматривать применительно к конкретной ситуации в каждой стране. Отмечалось, что повышение правовой компетентности деятелей русскоязычного образования, развитие их взаимодействия в этой сфере может явиться существенным фактором поддержки и устойчивого развития русской школы на перспективу. При этом целесообразно рассматривать права российских соотечественников на изучение русского языка, и – в более широкой постановке вопроса – образование на русском языке через призму обязательств государств, вытекающих из норм международного права.

В своих выступлениях участники Конференции проявили высокую заинтересованность в дальнейшем развитии международного сотрудничества в рамках деятельности МПО. При этом особое внимание обращали на следующие направления работы:

  • Обеспечение высокого качества образования на русском языке как базового фактора эффективности и конкурентоспособности «русской школы» в современной ситуации.
  • Содействие формированию «вертикальных» связей для развития системы непрерывного образования на русском языке: дошкольное образование – школьное основное и дополнительное образование – профессиональное образование – повышение квалификации.
  • Развитие сетевых форм взаимодействия и совместных образовательных проектов на национальном и международном уровне.
  • Дальнейшее совершенствование практики изучения русского языка, истории и русской культуры не только в школе, но и в учреждениях дополнительного, особенно дошкольного образования и формирования «непрерывного» образовательного цикла в данной сфере.
  • Включение в сферу интересов МПО программ по раннему развитию детей.
  • Существенное расширение работы по повышению квалификации зарубежных педагогов с привлечением ведущих российских и московских специалистов, в том числе планирование и проведение совместных научных и прикладных исследований.
  • Необходимость учёта положений европейских культурно-образовательных программ при разработке коллективных проектов,реализуемых в данном регионе членами МПО.
  • Расширение формата конгрессных мероприятий МПО с включением мастер-классов по организационно-методическим вопросам в сфере образования на русском языке.
  • Доведение до учащихся, родителей, а также педагогов и административных работников зарубежной «русской школы» информации об имеющихся эффективных профильных Интернет-порталах и сайтах, предлагающих дистанционное образование на русском языке для детей и молодежи, а также переподготовку и повышение квалификации учителей и преподавателей русского языка и соответствующих дисциплин, преподаваемых на русском языке.

В ходе заключительного пленарного заседания Конференции были приняты решения по содержательным, методическим и организационным вопросам работы Общества:

1.1. Избрать Координационный совет МПО (приложение 1).

1.2. Одобрить предложение расширенного заседания КС МПО об избрании председателем КС МПО директора рижской профессиональной школы «Сигма», председателя правления Латвийского общества русской культуры Матьякубовой Елены Васильевны (г. Рига, Латвия), ответственным секретарем КС МПО – Орлову Анну Юрьевну (доцент кафедры международного (поликультурного) образования и интеграции детей мигрантов в школе Московского института открытого образования).

1.3. Утвердить состав Экспертно-консультативного совета МПО (приложение 2).

1.4. Принять в состав членов МПО кандидатов, обратившихся в соответствии с Уставом МПО с заявлениями о вступлении в Общество (всего – 5 коллективных членов из Австралии, Беларуси, Венгрии, Италии и Таиланда и 36 физических лиц – специалистов изАзербайджана, Армении, Афганистана, Беларуси, Болгарии, Вьетнама, Греции, Индии, Италии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Македонии, Монголии, Нидерландов, Пакистана, Польши,Сирии, Словакии, Таджикистана, Узбекистана, Японии).

1.5. Отметить успешное выполнение Центром содействия межнациональному образованию «Этносфера» функций Исполнительного секретариата МПО и просить руководство Центра продолжить эту работу с учетом мнений и предложений, высказанных на VII-й Конференции МПО.

1.6. Координационному Совету поручается в месячный срок обобщить предложения участников конференции в сводный план основных мероприятий Общества и его членских организаций на 2017–2018 годы.Помимо этого, размещать на регулярной основе предложения по тематикам и месту проведения организациями и учреждениями – членами Общества мероприятий на предстоящий период на сайте Исполнительного секретариата МПО (http://www.etnosfera.ru).

2. Участники Конференции выражают искреннюю признательность непосредственным организаторам Конференции и всем российским организациям, оказавшим поддержку в ее подготовке и проведении, и уверенность в необходимости дальнейшего развития всестороннего сотрудничества деятелей зарубежного образования с московской образовательной системой и российскими образовательными организациями в интересах качественного образования и устойчивого развития «русского мира», продвижения русского языка и русской культуры в странах мира.

Принято на заключительном

пленарном заседании

VII-й Конференции МПО

19 октября 2016 года


Приложение 1. Координационный совет Международного педагогического общества в поддержку русского языка.pdf

Приложение 2. Экспертно-консультативный совет Международного педагогического общества в поддержку русского языка. Избран на VII Конференции 19.10.2016 в г. Москва.pdf

­