­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7(916)652-22-50
mail@etnosfera.ru

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В ОБЛАСТИ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КАК СФОРМИРОВАТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ?

Ответ на этот вопрос искала творческая команда Центра содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московского педагогического государственного университета в ходе мероприятий ноября – декабря 2018 года.

Старт международному конкурсу педагогического мастерства в области билингвального образования был дан в День русского языка 6 июня 2018 года, одновременно со стартом четвертого Московского открытого конкурса детского творчества «Билингва». Поддержку в проведении конкурса оказало Министерство просвещения Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» на реализацию программ поддержки русского языка и образования на русском языке.

Четыре года Центр «Этносфера» успешно проводил конкурс творческих двуязычных эссе «Билингва» для детей. Были очень интересные творческие работы во всех номинациях, дети с радостью делились своими работами, идеями, строили планы на будущее, рассказывали о своих учителях и о том, как педагоги помогают им почувствовать, услышать, понять красоту и значимость русского языка, а также осознать богатство своего родного языка. А педагоги, готовившие детей-лауреатов и приезжавшие вместе с победителями на финал, всегда просили также получить возможность представить свое мастерство, свои методические подходы, свои наработки. Отсюда и родилась идея взрослого конкурса педагогического мастерства для учителей, работающих с билингвальными детьми.

Педагог ­– творческая личность, педагогические возможности в выборе форм, методов, приемов работы с детьми-билингвами поистине безграничны. Для каждого хорошего учителя характерно желание сделать свой урок необычным, понятным, важным открытием для каждого ребенка. Участие в конкурсе дало возможность педагогам реализовать свое стремление к поиску новых технологий и решений в данной области, содействовало продвижению в детской и молодежной среде позитивного образа России через знакомство с русским языком, литературой и культурой.

Русский язык объединяет и сплачивает многонациональный российский народ, проживающий не только на территории Российской Федерации, но и в других государствах. Целью и идеей конкурса является совершенствование практической деятельности педагогов, развитие педагогических компетенций, психологической и мотивационной поддержке, а также методическому сопровождению в сфере обучения детей-билингвов и детей-инофонов русскому языку. Это первый конкурс педагогического мастерства в области преподавания русского языка для детей-билингвов и детей-инофонов, и организаторы рады, что он объединил учителей не только из разных субъектов России, но и педагогов ближнего и традиционного зарубежья. Среди участников и финалистов конкурса – учителя из Москвы, Свердловской области, Татарстана, Калмыкии, Мордовии, Якутии, а также многих городов Беларуси (Минск, Витебск, Гродно, Осиповичи, Скиделя), Украины (Луганск и Донбасс), Казахстана, Узбекистана, Литвы, Болгарии, Венгрии, Германии, Сербии, США, Испании

Педагоги – участники конкурса «Билингва» участвовали в конкурсе по трем номинациям: «Теория и практика современного урока для детей-билингвов: урок XXI века», «Лучшая авторская публикация» и «Национальное художественное наследие в современном прочтении». Представленные работы очень интересны и представляют большой практический опыт. Это методические разработки уроков и внеклассных мероприятий для детей-билингвов, представленные в форме презентаций, мастер-классов, видеозаписей. Например, показана технология, как применить языковой материал рекламы, чтобы показать детям особенности фразеологизмов и их возможности употребления в речи. Представлен в игровой форме сравнительный анализ содержательной части фразеологизмов и особенности их употреблении в речи на русском и белорусском языках.

Число применяемых учителями технологий велико: это и диалоговое обучение, и ролевая игра, и квесты, и технология визуализации учебной информации. Применение этих форм педагогической работы активизирует деятельность учащихся и мотивирует на более глубокое познание изучаемой темы.

Несколько педагогов представили современные метапредметные уроки: культура–литература–искусство. Целью данных уроков педагоги ставили перенос теоретических знаний в практическую жизненную ситуацию: подготовка и поход в театр, тематическую экскурсию, виртуальное путешествие. Метапредметные уроки показаны как уроки, с помощью которых происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащихся. Несколько педагогов прислали разработки уроков по литературе: изучение творчества писателя в творческой мастерской, через развитие навыков работы с художественным текстом, формирование умений сопоставлять его с другими видами искусства, в частностью с живописью. С помощью этих технологий расширяется лексический запас учащихся, формируется читательская грамотность, коммуникативная культура школьников, активизируются их творческие способности.

Представляют интерес работы педагогов по социокультурной адаптации детей-инофонов в новом социуме, знакомство их с русской культурой через прочтение сказок, разбор и анализ произведения, характеристик действующих лиц и постановки инсценировок. Это подробная пошаговая методика работы с художественным текстов детей младшего школьного возраста. Особый интерес представляет урок обучению детей азбуке. Один из педагогов предложил следующую технологию: изучать русский алфавит, как короткий стихотворный текст на изучаемую букву, создание нового вида электронной азбуки, основанный на исконно русских словах: букву «Г» через слова «гусли» и «гжель», букву «Б» – через «балалайку», букву «В» – через «валенки» и т.д.

Номинация «Национальное художественное наследие в современном прочтении» побудила учителей, например, к представлению эссе- исследований художественных произведений: «Портрет языковой личности писателя».

Одна из задач конкурса – в том, чтобы педагогический опыт работы учителей-практиков стал действующей «Творческой мастерской педагога», в которой трансляция современных инновационных и традиционных методик будет доступна широкому кругу специалистов, работающих в многоязычной образовательной среде. Это должна быть среда, включающая возможности обсуждения уроков, практики использования материалов интернет-ресурсов. По итогам анализа работ организаторы будут содействовать созданию такого электронного ресурса в сети интернет.

Финальные мероприятия конкурса состоялись в Москве в два этапа: с 13 по 16 ноября и с 21 по 24 декабря 2018 года. Для учителей была организована интересная культурно-образовательная программа, несколько мастер-классов и круглых столов, итоговая конференция по обмену опытом, посещение театра. Со списком финалистов и лауреатов конкурса можно ознакомиться здесь.

Конкурс педагогического мастерства для учителей, работающих в билингвальной языковой среде, проводился в 2018 году во взаимодействии с Международным педагогическим обществом в поддержку русского языка (МПО) и Московским педагогическим государственным университетом при поддержке гранта Министерства просвещения Российской Федерации.

Искренне поздравляем всех замечательных учителей-конкурсантов и надеемся на дальнейшее сотрудничество!

Контактная информация: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., +7 (916) 652-22-50, Омельченко Елена Александровна (генеральный директор Центра «Этносфера»).

­