­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7(495)915-06-95
схема проезда

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Ученому-этнологу не так просто издавать книгу, в названии которой слова “политика” и “публицистика” могут насторо- жить постороннее академическое ухо. Слово политика для не- которых исследователей этноисторических проблем кажется почти ругательством, а слово публицистика пугает возможно- стью отступления от научных стандартов. После 35 лет занятий наукой (моя первая научная работы была опубликована в 1966 г.) эти опасения мне не кажутся столь серьезными, и для этого есть особый резон. Во-первых, фактически нет обществоведческих занятий вне политики, а тем более вне поля властных и идеологических взаимодействий. Этнологическая наука, изучающая культур- ное многообразие людей и человеческих сообществ, да еще в многоэтничной стране, не может быть в стороне от политики. Более того, в бывшем СССР и в новой России последние полто- ра десятка лет именно эта дисциплина оказалась одной из наи- более востребованных в ходе радикальных общественных трансформаций. Пожалуй, нигде и никогда столько много про- фессиональных этнографов и близких им по занятиям общест- воведов не совершили “обряд перехода” из профанного в са- кральное, т.е. участвовали во власти или в активной политиче- ской деятельности. Достаточно привести примеры политиков “первого уровня”: Г.В. Старовойтова в России, Л. Чибиров и А. Чочиев в Южной Осетии, А. Галстян и А. Мкртчян в Арме- нии, В.Г. Ардзинба в Абхазии. Трое из них трагически погибли в жестокостях нашего времени. Десятки лидеров так называе- мых национальных движений от имени разных этнических со- обществ вышли из среды этнографов, филологов, фольклори- стов и им подобных. Прожитые полтора десятилетия нуждались в гуманитари- ях, а сами гуманитарии были активными участниками и соавто- рами свершающихся событий. Хорошо или плохо, когда столь много ученых-гуманитариев прямо или косвенно, с энтузиаз- мом или без него, участвуют в политике, а значит, в управлении и в переустройстве общества, – вопрос не такой однозначный. Французский философ М. Фуко считал, что лучше держаться подальше от гуманитариев с их часто утопическими проектами в то время, когда управленцы заняты делом общественного пе- реустройства. Другие, наоборот, уверены, что без научных концепций и без ученых управлять и переустраивать общество невозможно. В любом случае, в культурно сложных сообщест- вах всегда есть потребность в дополнительном знании “друго- го” (языка, обычаев, интересов, связей, мировидения), а также существуют специфические проблемы организации и управле- ния обществом, которые требуют общественного соучастия ученых-этнологов. Я уже давно пришел к выводу, что “научное управление обществом” есть химера, но и управление общест- вом без добротной научной экспертизы – безответственная импровизация. Во-вторых, что касается жанра научной публицистики, то здесь также необходимы некоторые разъяснения. Многие уче- ные-гуманитарии занимались публицистическим трудом чаще всего не ради заработка, а из желания довести как можно быст- рее свое знание или мнение до более широкой аудитории. Сре- ди отечественных и зарубежных этнографов и антропологов можно назвать таких выдающихся публицистов, как Н.Н. Мик- лухо-Маклай, В.Г. Тан-Богораз, С.В. Максимов, В.К. Арсеньев, М.А. Чаплицкая, Р.Ф. Итс, Ю.Б. Симченко, Ф. Боас, М. Мид. В эт- нологии публицистика имеет еще и важный просветительский аспект, а также гуманистическое содержание, если она не на- правлена на распространение расистских и ксенофобских воз- зрений или фантастических вымыслов об экзотике “дикарей”. Следует сказать, что в отечественной литературе по этниче- ским сюжетам за последние годы было сочинено достаточно много банальностей и злобных вымыслов: от запальчивых бро- шюр, издаваемых от имени разных ассоциаций и ассамблей, до человеконенавистнического сочинения “Убить империю” сто- ронника “деколонизации современной русской империи” Айдара Халима. В то же самое время в газетах и популярных журналах было опубликовано огромное число материалов, ос- нованных на полевой этнографической работе и других изы- сканиях. Через них российское общество узнало много нового о самом себе и о внешнем мире. Ряд моих коллег по цеху (С.А. Арутюнов, А.В. Головнев, Л.М. Дробижева, Д.М. Исхаков, О.А. Мурашко, Н.И. Новикова, Н.А. Томилов, Я.В. Чеснов и другие) выступали в последние годы с публицистическими статьями, фильмами и телепередачами на злободневные темы. Многие этнологи в российских республиках стали одними из самых читаемых авторов и героями телепередач. Можно ска- зать, что в 1990-е годы в стране родилась этнологическая публи- цистика, родилась в дебатах и с острыми реакциями обычных читателей и профессиональных коллег. Но в целом это явление представляет собой позитивный процесс, помогающий разви- тию науки и утверждению ее статуса в российском обществе. С конца 1980-х годов, особенно после избрания директором Института этнографии АН СССР в 1990 г., внешние обстоя- тельства и административное положение побудили меня отло- жить почти готовую работу о коренном населении Канадского Севера и обратиться к отечественной тематике, которая стала более интересной и открытой для академического анализа. Уже первые публикации в журнале “Коммунист” и в “Литера- турной газете” в 1989 г. встретили неравнодушную реакцию. Один из “разработчиков” национальной политики в советское время обвинил меня через газету “Правда” в тяжком грехе: “некоторые специалисты подвергают сомнению саму нацио- нальную государственность” (на общепринятом языке речь, понятно, шла об этнотерриториальной автономии в форме со- ветских союзных и автономных республик). Тем не менее именно мне – делегату ХХVIII съезда КПСС пришлось вместе с эстонским академиком Пальме в кабинете заведующего От- делом межнациональных отношений ЦК КПСС В.А. Михайло- ва писать резолюцию съезда по национальному вопросу. До сих пор убежден, что это был добротный документ, ибо сфор- мулированная тогда впервые цель национальной политики – создание благоприятных условий для социального преуспева- ния и развития культур всех народов страны – сохраняет свою действенность и по сегодняшний день. Тогда же, в 1990 г., найти эти новые слова вместо набивших оскомину фраз о дружбе народов и интернационализме было не так просто... 

 

Полностью прочитать или скачать статью вы можете здесь. 

­