­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7(495)915-06-95
схема проезда

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Правовые аспекты гендерной миграционной политики

Цаплина О.С., Ставрополь

Согласно нормам международного права, принятым мировым сообществом, репродуктивная свобода и право гражданина на свободу передвижения, независимо от его пола, национальной и социальной принадлежности, места жительства, являются составной и неотъемлемой частью прав человека.

Нормы, нашедшие отражение в международных правовых актах и документах, принятых конференциями ООН и конференциями других крупнейших международных организаций, основаны на глубоком изучении процессов развития современной цивилизации. Вот почему в разработке принципов законодательства и направлений социально-экономической политики органы государственной власти должны не просто учитывать выводы мирового сообщества относительно современного состояния общества и перспективах его развития, но и придавать этим нормам и выводам приоритетное значение. Такой подход зафиксирован и действующей Конституцией РФ.

Усилия, предпринимаемые в последние годы в России по обеспечению равных прав и равных возможностей женщин и мужчин, в том числе и на уровне законотворчества, носят ограниченный характер. Миграции пока не привлекли внимания законодателей, исполнительной власти, общественности, СМИ и ученых в контексте равных прав и возможностей.

Распад СССР и падение "железного занавеса" активизировали принципиально новые для нашей страны массовые перемещения людей стрессового характера, затмившие и по масштабам и по остроте порождаемых ими проблем прежние "нормальные" миграции, мотивированные преимущественно экономическими (смена работы, поиск лучшей жизни) либо личными (учеба, брак) причинами. Конечно, "нормальность" при анализе миграций понятие растяжимое; весьма редко люди ищут "добра от добра" и в большинстве случаев действует классическая модель выталкивания-притяжения. Что касается стрессовых миграций или, как их принято сейчас называть, вынужденных, их особенностью является явный перевес выталкивающих факторов над факторами притяжения. Еще больше это относится к так называемым насильственным миграциям, когда люди в экстренном порядке покидают насиженные места, спасаясь от погромов и вооруженных конфликтов.

В конкретных постсоветских условиях важной особенностью вынужденных миграций стала их этническая подоплека, что позволило ряду ученых выдвинуть термин "этническая миграция" в противовес все еще распространенным трактовкам постсоветских миграций как экономических. По определению С. Панарина, этническая миграция – это совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в другой по причине того, что они ощущают свою отчужденность от отпускающего общества и/или это общество само отторгает мигрантов из-за их этнической принадлежности.

Государство, практически застигнутое врасплох таким поворотом событий, вынуждено было в срочном порядке создавать структуры по регулированию и социальной поддержке вынужденных мигрантов и подводить под эту деятельность необходимую законодательную базу. В июле 1992 г. была создана Федеральная миграционная служба (ФМС), с постепенно развившейся вертикальной сетью территориальных отделений (ТМС), которые существуют сейчас во всех 89 субъектах Федерации. В феврале 1993 были приняты два закона ("Закон РФ О беженцах" и "Закон РФ о вынужденных переселенцах"). Таким образом, два потока были законодательно разграничены, однако, к сожалению, в основу разделения были положены не характер выталкивающих факторов и мотивов миграции, а чисто формальный критерий – наличие или отсутствие российского гражданства.

90-е годы – переломный момент в развитии миграционных процессов в России, когда произошли в них кардинальные качественные изменения. На фоне постепенного “торможения” традиционной этнической эмиграции на постоянное место жительства (еврейской, немецкой и т.п.), которая прекратила расти и стабилизировалась на уровне около 100 тыс. человек в год, происходит бурное развитие новых этнонейтральных моделей мобильности населения. Трудовая миграция – одна из таких моделей, наиболее динамично развивающихся в последнее время. В ней принимает участие основное население страны, что делает потенциал этого вида миграции значительно большим, чем при этнических перемещениях. По экспертным оценкам, уже сегодня трудовая миграция из России превышает эмиграцию на ПМЖ в несколько раз. Значительная часть трудовых мигрантов – женщины.

Вместе с развитием самой трудовой миграции развивается и система институтов, обеспечивающих трудовые перемещения. Если мы говорим о миграции из России, то эта система институтов состоит из 2-х неравных частей: это официальные институты трудовой миграции, через которые проходит узкий ручеек миграции, тогда как значительно более широкий поток, идет вне официальных институтов, в том числе по нелегальным и открыто криминальным каналам.

Устойчивая трудовая миграция в мире привела к относительно новому экономическому явлению, связанному с сегментацией рынка труда и выделением видов работ, которыми преимущественно заняты мигранты. Это, в первую очередь, непрестижные рабочие места, не требующие высокой квалификации, с тяжелыми условиями и низкой оплатой труда. Вместе с крайне уязвимым правовым положением это часто превращает мигрантов в маргинальные группы.

Многие виды труда в сфере обслуживания, по известному положению феминистской теории, как бы перешли из сферы частной домашней активности в сферу общественную, рыночную. Такой труд традиционно не признавался и до сих пор de facto не признан равноправным по своему социальному и экономическому значению другим видам труда. О том, что труд, выполняемый женщинами-мигрантами, остается трудом “второго сорта”, одной из наиболее непрестижных сфер занятости, говорят размеры его оплаты. Таким образом, женщины-мигранты гораздо дешевле обходятся принимающему обществу, что, может быть, является одной из причин того, что спрос на эту рабочую силу не падает.

Происходящая девальвация труда в сфере домашних и общественных (на низовом уровне) услуг помимо объективной экономической стороны имеет и другое, субъективное, выражение. Складывается отрицательный социальный имидж женщин-мигрантов, определенная стигма по отношению к ним, основанная на стереотипе, что они обычно выполняют непрестижную, часто общественно порицаемую работу, каковой является, например, секс-занятость.

Еще один фактор, проблематизирующий женскую миграцию, это традиционные принятые в обществе нормы и стереотипы поведения в семье и в социальной сфере, не одобряющие “самостоятельные” (независимые) жизненные стратегии женщин, и в том числе, миграционную стратегию. Поэтому “ответ” мужчин и женщин на “миграционный вызов” (то есть на открывающиеся возможности миграции) всегда был неодинаков. Женщины привыкли руководствоваться в большей степени устоявшимися нормами и стереотипами, чем индивидуальной мотивацией.

Специфика женской трудовой миграции, связана не только с наличием типичных секторов занятости женщин и общественно непрестижным характером труда в этих секторах, но и с другими моментами. Это большая гибкостью труда женщин, который труднее поддается регламентации в контрактах, носит индивидуальный (“штучный”) характер, обилие скрытых мотивов (брачные, эмиграционные). Это также социально-демографические особенности мигрантов (молодой и очень молодой возраст, неполное образование).

Благодаря отмеченным моментам женская трудовая миграция во всем мире считается “зоной” повышенного риска и массовых нарушений прав

азе*����u�� �ьной идеи.

Данный этап сопровождался ведением этнических войн и, как следствием этого, – бегством населения определенных этнических групп в страны своего происхождения и в другие страны. Особенностью данного этапа является проведение этнических чисток как высшей степени насильственного проявления выталкивания неугодного населения. Только на территории Югославии с 1991 по 2000 год в состоянии вынужденного перемещения находилось около 4 млн. человек .

Проблема

Практика

Развитие прав этнических меньшинств

Борьба против дискриминации

Разрешение конфликтов, предотвращение конфликтов

мирные инициативы

Межэтнические отношения

налаживание межкультурного диалога

Обеспечение социально-экономических возможностей

Борьба с социально-экономическим неблагополучием, организация экономической деятельности меньшинств

Образование об этнических меньшинствах, образование для этнических меньшинств

инициативы по гражданскому образованию, образование для этнических меньшинств и об этнических меньшинствах

Реабилитация

реабилитация беженцев, реабилитация молодежи и детей беженцев предоставление гуманитарной помощь

Представительство

представительство меньшинств в местных органах власти

Сбор информации

внедрение стандартов

Сохранение идентичности, сохранение культуры, употребление родного языка

консолидация национально-культурных обществ

Участие

Представительство меньшинств в общественном дискурсе

В отличие от России, где политика колонизации окраин была еще очень свежа, в странах ЦВЕ этническая композиция сложилась в течение нескольких веков, поэтому здесь основой политики гомогенизации во вновь образованных странах было использование исторической памяти, страх титульной нации потерять свое господство из-за экономических или демографических изменений. Эта политика выразилась в наиболее жестких этнических чистках, осуществляемых на правительственном уровне. «Этнические чистки» – термин из Югославских событий. Правительства Сербии и Хорватии употребляли этот термин в отношении территорий со смешанным населением в целях создания Великой Сербии и Хорватии. Подразумевалось, что этнически смешанное население может быть очищено путем изгнания (уничтожения) нежелательного населения другой этнической группы. При этом использовались все методы насилия (структурное, физическое, моральное, групповое, индивидуальное, персонифицированное (J. Galtung, 1996). Этнические чистки – одна из основных примет развала империй, поскольку создание империй – это процесс поощрения империей миграции ее основного населения на присоединяемы е территории. В таких случаях либо этническое меньшинство уходит (сербы из Хорватии), либо отделяется (сербы в Боснии–Герцеговине). Если развал многонациональной империи неизбежен, вероятность миграции этнического меньшинства очень велика (Brubaker Roger, 1996). Существуют несколько возможностей миграции: 1) через границу, где проживает та же этническая группа; 2) переезд в страну-убежище (например, Германию); 3) разделение внутри страны (отделение Сербской Крайны в Боснии–Герцеговине).

В настоящее время в связи с глобализацией считается, что глобальная миграция снижает важность границ. Тем не менее, границы не важны для финансов, товаров, информации, но для движения людей очень важны. При их пересечении возникают проблемы гражданства, культуры, образования, занятости и интеграции.

В настоящее время трудно сказать, преобладает в Европе тенденция интеграции или наоборот. В разных регионах по-разному. Несомненно, что важны отношения между правительством и лидерами меньшинств, степень участия меньшинств в управлении и принятии решений. Анализ исследования, проведенного Институтом Открытое общество , выявил следующие этнические проблемы и связанные с их решением инициативы.

Анализ проектов по 21 национальному меньшинству показал, что наиболее серьезные проблемы интеграции испытывают цыгане: около 30% всех проектов посвящены именно им. Основными направлениями интеграционной деятельности были следующие: 1) сохранение идентичности и культуры; 2) межкультурный диалог; 3) образование; 4) участие в управлении. В целом, рассмотрение содержательной части проектов показало, что проблемы связаны в основном с отсутствием нормальных контактов между этническими группами и недостатком информации, что приводит к отчуждению, замыканию и сегрегации. Это, при отсутствии нужного менеджмента, ведет к конфликтам и этническим миграциям.

­