­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7(495)915-06-95
схема проезда

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАЦИЙ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

Молодикова И.Н., Венгрия, Будапешт

Рассматривая этнические миграции, прежде всего, нужно определить, что подразумевать под этническими миграциями, чем они отличаются от других видов миграций и в чем их особенность? Можно ли говорить о потоке населения, направленном из какой-то одной территории (или страны) в другую или несколько территорий (или стран), в котором преобладают представители одной этнической группы (например, беженцы из Боснии–Герцеговины в соседние и Западные страны), либо потоке населения одной этнической группы из разных стран в материнское государство (немцы, русские, евреи, венгры)?

Поскольку государства Европы в своей основе до последнего времени ставили в основу своего формирования этнический принцип (и складывались как государства преобладания одной титульной нации), проблемы возникли с положением остальных этнических групп (национальных меньшинств). Во взаимоотношении таких групп основные связи идут между меньшинством и страной проживания, меньшинством и страной исхода и между обоими государствами (материнского и проживания). Все многообразие связей и интересов этих трех заинтересованных групп и приводит в определенных ситуациях к этническим миграциям (Басик, 2000).

Материнское государство по отношению своих соотечественников (диаспоры) обычно проводит политику либо репатриационную (стимулирование возвращения – Израиль, до последнего времени Германия), либо диаспоральную – укрепление связей с диаспорами (Китай, Мексика, многие развивающиеся страны).

В книге Мюнца и Охлигера (Munz and R.Ohliger, 2003, p.15) в интерпретации этнических миграций отмечается, что они представляют собой постоянные миграции, поскольку всегда будет существовать «миф происхождения» (Smith, 1986). Отличие этнических мигрантов в том, что, несмотря на то, что этничность важна для всех категорий мигрантов, тем не менее, этнические мигранты отличаются в главном: для них этничность играет важную роль не только в процессе иммиграции, но и до этого, когда они проживали как этнические меньшинства в национальных государствах, где доминировала другая этническая группа. В противовес трудовые мигранты и большинство беженцев превращаются в этнические меньшинства через процесс иммиграции и часто через процесс переживания политической и социальной маргинализации и исключенности в принимающем сообществе. Для этнических миграций этничность – основной социальный капитал, который используется в миграции, поскольку доступ в страну происхождения открывается через этническую принадлежность.

Между этнической миграцией, трудовой и вынужденной имеются общие черты – например, социальные и экономические проблемы интеграции и вероятность враждебного отношения со стороны населения принимающей страны. На основании вышеприведенного определения указывается, что основными потоками этнических миграции в ХХ – начале ХХI века в Европе являются потоки этнических немцев, евреев и русских.

Этнические миграции в Европе в ХХ веке имели несколько основных направлений и причин . Проблема этнических миграций тесно связана с наличием на определенной территории компактно проживающего и представляющего определенную долю в населении страны этнического меньшинства. В Европе основные исторические корни большинства этнических миграций ХХ века и современных проблем, их порождающих, лежат в процессах развала трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Оттоманской (Басик, 2000). Условно можно выделить несколько направлений и этапов этнических миграций.

1 этап – конец Первой мировой войны 1919–1939 – образование национальных меньшинств. На основании Версальского договора 1919 г. после развала империй были созданы новые независимые государства, в результате чего во многих странах появились национальные меньшинства (общей численностью 25–30 млн. человек), составляющие довольно высокий процент населения страны нового проживания (от 20% до 25%) . Часть населения (этнические венгры, немцы, итальянцы) начали возвращаться в страны происхождения, однако это не носило массового характера. Тем не менее, между странами, имеющими свои диаспоры в соседних государствах, были заключены межгосударственные соглашения по защите интересов меньшинств.

Главным этническим меньшинством Европы того времени были немцы. Вне Германии их проживало более 8 млн. человек. В основном в Чехословакии (3,8 млн.), Польше (1 млн.) Румынии (750 тыс.) Франции и Италии (около 2 млн.). Следующими многочисленными группами были украинцы, и белорусы – 7 млн. (из которых 6 млн. проживало в Польше и 1 млн. в Румынии). (Rappard W., 1926). На Балканах – около 1 млн. болгар, турок, и албанцев. Несовершенство системы защиты меньшинств привело формально к началу Второй мировой войны, из-за дискриминации немцев Судетской области.

2 этап: 1939-1944 – Вторая мировая война – массовые принудительные перемещения населения в Третьем Рейхе: принудительный труд, бегство населения, уничтожение определенных групп населения (евреи, цыгане).

Этот этап характеризовался передвижением больших масс населения, которые в основном перемешались в результате военных действий. Так, в принудительном и добровольном труде участвовало 7,5 млн. человек (включая 1,8 военнопленных) из Польши, Италии, Хорватии Испании и всех дружественных Германии стран. Данный период нельзя, с точки зрения выше приведенного определения, считать периодом этнических миграций, однако на последующие этнические миграции война имела прямое воздействие как сразу после ее окончания, так и полвека позже, после развала Югославии. (Castles S., Miller M., 1998).

3 этап: 1945 – конец 80-х – принудительная этническая гомогенизация населения Европы (в основном 1944-1948).

Принудительный обмен населением и депортации определенных этнических групп происходили по решению победивших во Второй мировой войне стран. Победа коалиции в борьбе с фашизмом привела к решению об обязательном переселении немецких меньшинств из всех европейских стран в Германию, что и было сделано насильственным образом в течение нескольких лет. Было переселено около 12 млн. немцев. Такие же насильственные перемещения практиковались по отношению к меньшинствам стран, воевавших на стороне Германии: выселение венгров из Словакии, итальянцев из Югославии, турок из Болгарии и Греции и албанцев из соседних с Албанией стран. Установление железного занавеса и жестких границ в начале 50-х годов на 50 лет предотвратили этнические миграции между странами Центральной Европы .

Итогом данной политики было снижение доли национальных меньшинств во всех странах Европы и общая гомогенизация населения стран. Однако во многих приграничных районах сохранялись анклавы меньшинств другой страны. Поэтому было заключено большое количество межгосударственных договоров по взаимным обязательствам стран со смешанным населением.

4 этап: конец 40-х – начало 70-х – начало развала колониальной системы – большой поток репатриантов из Африки в страны исхода.

Основные страны, имевшие колонии (Великобритания, Франция, Португалия, Италия, Испания, Нидерланды и Бельгия) получили около 6 млн. человек (из них 4,5 млн. европейцев и 1,5 млн. не европейцев). Потоки носили вынужденный характер и иногда принимали форму бегства из бывших колоний. Все страны вынуждены были принять специальные программы адаптации репатриантов.

5 этап: с 1990 по настоящее время – крушение социалистических империй и строя и образование новых государств на базе национальной идеи.

Данный этап сопровождался ведением этнических войн и, как следствием этого, – бегством населения определенных этнических групп в страны своего происхождения и в другие страны. Особенностью данного этапа является проведение этнических чисток как высшей степени насильственного проявления выталкивания неугодного населения. Только на территории Югославии с 1991 по 2000 год в состоянии вынужденного перемещения находилось около 4 млн. человек .

Проблема

Практика

Развитие прав этнических меньшинств

Борьба против дискриминации

Разрешение конфликтов, предотвращение конфликтов

мирные инициативы

Межэтнические отношения

налаживание межкультурного диалога

Обеспечение социально-экономических возможностей

Борьба с социально-экономическим неблагополучием, организация экономической деятельности меньшинств

Образование об этнических меньшинствах, образование для этнических меньшинств

инициативы по гражданскому образованию, образование для этнических меньшинств и об этнических меньшинствах

Реабилитация

реабилитация беженцев, реабилитация молодежи и детей беженцев предоставление гуманитарной помощь

Представительство

представительство меньшинств в местных органах власти

Сбор информации

внедрение стандартов

Сохранение идентичности, сохранение культуры, употребление родного языка

консолидация национально-культурных обществ

Участие

Представительство меньшинств в общественном дискурсе

В отличие от России, где политика колонизации окраин была еще очень свежа, в странах ЦВЕ этническая композиция сложилась в течение нескольких веков, поэтому здесь основой политики гомогенизации во вновь образованных странах было использование исторической памяти, страх титульной нации потерять свое господство из-за экономических или демографических изменений. Эта политика выразилась в наиболее жестких этнических чистках, осуществляемых на правительственном уровне. «Этнические чистки» – термин из Югославских событий. Правительства Сербии и Хорватии употребляли этот термин в отношении территорий со смешанным населением в целях создания Великой Сербии и Хорватии. Подразумевалось, что этнически смешанное население может быть очищено путем изгнания (уничтожения) нежелательного населения другой этнической группы. При этом использовались все методы насилия (структурное, физическое, моральное, групповое, индивидуальное, персонифицированное (J. Galtung, 1996). Этнические чистки – одна из основных примет развала империй, поскольку создание империй – это процесс поощрения империей миграции ее основного населения на присоединяемы е территории. В таких случаях либо этническое меньшинство уходит (сербы из Хорватии), либо отделяется (сербы в Боснии–Герцеговине). Если развал многонациональной империи неизбежен, вероятность миграции этнического меньшинства очень велика (Brubaker Roger, 1996). Существуют несколько возможностей миграции: 1) через границу, где проживает та же этническая группа; 2) переезд в страну-убежище (например, Германию); 3) разделение внутри страны (отделение Сербской Крайны в Боснии–Герцеговине).

В настоящее время в связи с глобализацией считается, что глобальная миграция снижает важность границ. Тем не менее, границы не важны для финансов, товаров, информации, но для движения людей очень важны. При их пересечении возникают проблемы гражданства, культуры, образования, занятости и интеграции.

В настоящее время трудно сказать, преобладает в Европе тенденция интеграции или наоборот. В разных регионах по-разному. Несомненно, что важны отношения между правительством и лидерами меньшинств, степень участия меньшинств в управлении и принятии решений. Анализ исследования, проведенного Институтом Открытое общество , выявил следующие этнические проблемы и связанные с их решением инициативы.

Анализ проектов по 21 национальному меньшинству показал, что наиболее серьезные проблемы интеграции испытывают цыгане: около 30% всех проектов посвящены именно им. Основными направлениями интеграционной деятельности были следующие: 1) сохранение идентичности и культуры; 2) межкультурный диалог; 3) образование; 4) участие в управлении. В целом, рассмотрение содержательной части проектов показало, что проблемы связаны в основном с отсутствием нормальных контактов между этническими группами и недостатком информации, что приводит к отчуждению, замыканию и сегрегации. Это, при отсутствии нужного менеджмента, ведет к конфликтам и этническим миграциям.

�X.p�� �� style='text-align:justify'>2

Отсутствие веры (надежды на) в перспективы развития Армении

-

-

4

5

-

2

3

5

Трудности с занятием предпринимательством

-

-

1

4

-

4

1

4

Воссоединение семьи

76

81

29

2

39

8

40

8

Прочие

11

12

7

7

23

7

10

7

Следовательно, в ближайшем будущем развитие межгосударственных миграционных связей Армении зависит от ряда условий, часто непредсказуемых. Отметим, прежде всего, социально-экономическую и геополитическую ситуацию как в республике, так и в странах-«партнерах», состояние международного рынка труда и мирового хозяйства в целом (в частности, экономический, энергетический кризисы), поэтому миграционная политика страны должна отражать общие проблемы всех заинтересованных стран, а не только отдельно взятой.

Согласно исследованиям академика В. Ходжабекяна, основными факторами эмиграции населения из Армении в ближайшие годы могут быть: 1) ожидаемая демографическая ситуация; 2) развитие рыночной экономики, базирующейся на функциониравании различных форм собственности; 3) интенсивное развитие общественного производства, НТП, стремление в этой сфере к мировым стандартам, технологическое перевооружение предприятий, их модернизация и коренные преобразования отраслевой структуры национальной экономики; 4) диспропорции социально-экономического развития; 5) увеличение количества вузов и численности студентов; 6) интенсивное развитие в ближайшем будущем сельского хозяйства.

Демографы находят, что с середины 1990-х годов Армения вступила в такой этап демографического развития, когда: а) растет абсолютная численность населения, вступившего в трудоспособный возраст и предъявляющего спрос на работу; б) уменьшается численность населения, вступающего в пенсионный возраст, вследствие чего в ближайшее время освободиться меньше рабочих мест; в) за период 1996–2005 гг. возрастет численность экономически активного населения. Рост предложения рабочей силы и напряжения на рынке труда с середины 1990-х годов связаны с вступлением в трудоспособную возрастную группу поколения, рожденного в 80-х годах.

Последующее развитие рыночных отношений приведет к ликвидации неэффективных и нерентабельных производств, уменьшению и сужению масштабов их деятельности и, следовательно, сокращению рабочих мест. Помимо этого использование возможностей интенсивного развития общественного производства приведет к усилению конкуренции, повышению производительности труда, и, следовательно, к банкротству некоторых производственных звеньев, выходу их из строя и опять-таки, как следствие, – сокращению рабочих мест.

Наряду с периферийными (приграничными районами), по сей день очагами эмиграции остается и часть малых городов республики, которые большей частью характеризовались односторонним развитием и базировались на переработке ввозимых сырьевых ресурсов.

Уже более десятка лет в Армении растет количество вузов и численность студентов, обучающихся в них. Это не соответствует спросу со стороны экономики, многие выпускники с высшим образованием пополнят ряды дипломированнных безработных и станут потенциальным ресурсом «утечки мозгов». Получается, что Армения со своими скудными средствами готовит кадры для более богатых стран.

В сельской местности в ближайшее время определенная интенсификация будет сопровождаться вытеснением из сельскохозяйственных работ части сельского населения, вступающего в трудоспособную возрастную группу, и образованием избытка трудовых ресурсов. Помимо этого, ожидается рост численности населения, вступающего в трудоспособный возраст в сельских поселениях, что приведет к образованию перенаселенности и оттоку населения. Однако проблема в том, что отток населения происходит не в города республики, а в другие страны, в частности в Российскую Федерацию.

Несмотря на достаточно большие масштабы эмиграции населения для настоящего времени характерна и иммиграция, что обусловлено множеством причин. Среди них наибольшую роль играют: постепенное (хотя и медленное) улучшение политической и социально-экономической ситуации; работа в области урегулирования Карабахского конфликта; ситуация, сложившаяся на рынках труда стран СНГ, и в первую очередь России; проявления мирового экономического кризиса.

Вышеизложенное позволяет заключить, что сегодня в числе важнейших приоритетов находится проблема социально-экономического развития Армении, разработка и осуществление научно обоснованной миграционной политики.

­