­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7(495)915-06-95
схема проезда

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОТНОШЕНИЮ К МИГРАНТАМ

 

Савченко М.С., Краснодар

Краснодарский край относится к числу регионов, принимающих наибольшее количество мигрантов. После начала межэтнических конфликтов в Советском Союзе в конце 80-х годов ХХ века значительная часть миграционного потока вынужденных переселенцев из Закавказья, Чечни и Средней Азии сориентировалась на Краснодарский край. В 90-е годы каждый год на территории края регистрировалось для постоянного проживания в среднем 100 тысяч человек. Значительную часть из них составляли вынужденные мигранты, пережившие в регионе исхода стресс. Не все лица, являющиеся фактически вынужденными мигрантами, получили официальный статус вынужденных переселенцев в соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах». Причина этого – несовершенство нормативно-правовых актов, принятых с целью обеспечения выполнения данного закона.

Взаимоотношения между мигрантами и местным населением в Краснодарском крае складываются непросто из-за консервативности общественного сознания жителей региона и позиции многих средств массовой информации, которые ведут активную антимигрантскую кампанию. Для населения Кубани, как показывают результаты социологических исследований (например, исследование КРОО «Южный региональный ресурсный центр» 2001г.) , типичны отрицательные стереотипы в отношении мигрантов.

Проблему усугубляет полиэтничный состав миграционного потока. Хотя среди прибывающих мигрантов не менее 80% составляют русские, общественное мнение региона под воздействием негативного отношения прессы представляет миграцию как процесс, ведущий к смене национального состава населения Краснодарского края. Кроме того, участие в локальных вооруженных конфликтах военнослужащих, призванных с территории края, формирует у них отрицательные установки в отношении представителей тех этнических общностей, из которых в основном состоят отряды боевиков, а также в отношении всех этнических «чужаков». Возвращаясь после прохождения службы, участники боевых действий психологически готовы к насильственным действиям в отношении иноэтничных мигрантов.
Негативные стереотипы по отношению к мигрантам с легкостью распространяются на всех представителей этнической общности, что существенно затрудняет межэтнические контакты. Необходимо отметить, что это утверждение справедливо не только в отношении русского этнического большинства Кубани, но и этнических меньшинств. Отрицательные стереотипы в отношении русских в общественном сознании меньшинств также имеют место и проявляются не только на вербальном уровне, но и в действиях. Особенно это характерно для иноэтничных мигрантов, прибывших на территорию края в течение нескольких последних лет, поскольку у этих людей пока отсутствует длительный опыт общения и взаимодействия с русским населением. Как показывают результаты социологического исследования проблем толерантности во взаимодействии мигрантов и принимающего общества в Краснодарском крае, этнический аспект миграции на Кубани очевиден. Так, мигранты, давая оценку отношениям к ним местных жителей, четко разделились по этническому критерию. Если мигранты-славяне и представители других европейских народов отношение местных жителей оценили как положительное в 39,5% случаев, то представители народов Кавказа и Средней Азии – только 28,1%.

Система профессиональной подготовки сотрудников МВД не предусматривает глубокого изучения проблем миграции, взаимодействия мигрантов и представителей принимающего сообщества, этнологии (в первую очередь социокультурных особенностей этносов, проживающих в Краснодарском крае). Отсутствуют практические занятия, направленные на разрушение негативных стереотипов иноэтничных сообществ, что наиболее эффективно происходит в процессе совместной деятельности (например, проведения совместных мероприятий с представителями национальных объединений). В то же время сотрудники милиции непосредственно взаимодействуют с мигрантами как в целях предотвращения правонарушений, так и шире – в рамках полномочий Управления по делам миграции, находящегося с недавнего времени в структуре МВД.

В этих условиях стали актуальными такие проблемы, как недостаточный уровень правовой культуры многих сотрудников правоохранительных органов в вопросах миграционного законодательства и практики его применения; взаимное отсутствие установок на сотрудничество у работников милиции и активистов мигрантских сообществ; принятие решений в конкретных ситуациях нарушения закона на основании неполной информации и предвзятости; негативные взаимные стереотипы мигрантов и работников милиции. Данная проблема существует и в других регионах России, и ее серьезность уже осознана. Так, Центр изучения проблем этнических меньшинств, беженцев и вынужденных переселенцев, действующий на базе Ростовского юридического института, осуществил при финансировании Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев проект, ориентированный на правовое просвещение и повышение толерантности сотрудников МВД.
В Краснодарском крае работа по развитию толерантности сотрудников МВД ведется на базе Краснодарского юридического института (КЮИ). По мнению автора, курсанты и слушатели – оптимальная для подобных целей группа. По окончанию обучения они начнут самостоятельную работу по защите прав граждан и борьбе с преступностью. Уровень их правового воспитания во многом определит состояние прав граждан (в том числе различных категорий мигрантов) на территории Краснодарского края.

Миграционная тематика и толерантность занимают значительное место в ходе ежегодных всероссийских научных конференций, проводимых институтом. В 2002 г. для конференции была выбрана такая актуальная тема, как «Социальный порядок и толерантность». Кроме того, в институте при содействии Координационного бюро по вопросам международного сотрудничества Посольства Швейцарии в России осуществляется социальный проект «Развитие толерантности работников правоприменительных структур Краснодарского края по отношению к мигрантам».

Реализация проекта позволяет сделать первые выводы. Социальный проект дает возможность не только предоставить целевой группе необходимые знания, но и создать возможность для совместной деятельности сотрудников МВД и представителей общественных организаций мигрантов, а также национальных объединений. Это обеспечивает снижение уровня негативности взаимных стереотипов и таким образом способствует росту толерантности. Социальный проект предусматривает комплексный подход к достижению цели, используя различные виды мероприятий и издание необходимых методических и информационных материалов. Кроме того, обеспечивается взаимодействие сотрудников МВД, участвующих в реализации проекта, и представителей других учебных и научных учреждений, некоммерческих общественных организаций.

и�� N���u�� �е учащиеся приобретают в России все больше гражданских прав и свобод. Это касается их образовательной, экономической и политической деятельности. Шире стали и возможности миграции как в самой России, так и за ее пределами;

  • в-четвертых, российский вузы получили широкую автономию во внешних связях, выборе зарубежных партнеров, определении объемов и форм реализации образовательных обменов. Более 40% иностранных учащихся российские вузы набирают благодаря прямым контактам, около 25% – через бывших выпускников, а остальных – с помощью посредников и рекламы;
  • в-пятых, расширение самоуправленческих начал в деятельности объединений и организаций, занимающихся международной деятельностью, привело к возникновению новых форм управления и координации интернациональных связей. Регионализация государственного управления, с одной стороны, и активизация международной интеграции, с другой стороны, привели к появлению региональных центров международного сотрудничества вузов, что позволяет объединить усилия по подбору контингента учащихся в зарубежных странах, расширить спектр специальностей, предлагаемых иностранным гражданам, обмениваться профессорско-преподавательским составом как российских, так и зарубежных вузов, расширить информационную базу вузов, теснее работать с региональной администрацией и т.д.

Процесс интеграции системы образования России в международное образовательное сообщество привнес в деятельность вузов необходимость проведения активных нетрадиционных для университетов действий. Новизна и специфичность этого направления деятельности системы образования России обусловливает необходимость изучения выработанных подходов, приемов и методов работы.

Анализ зарубежного опыта в области международной академической мобильности показывает следующее:

  • подготовка специалистов для зарубежных стран рассматривается в раз витых странах как не явный, но наиболее эффективный способ достижения долгосрочных геополитических, стратегических и экономических национальных интересов;
  • привлечение талантливой зарубежной молодежи расценивается как решающий фактор процветания стран в XXI в.;
  • в 80-х гг. сформировалась отрасль мирового хозяйства – мировой рынок образовательных услуг, основными характеристиками которого являются поток учащихся за пределы своей родной страны (в год – более 1 млн. человек) и сопутствующий поток денежных средств (десятки миллиардов долларов США);
  • зарубежный анализ потоков денежных средств, сопутствующих потокам иностранных учащихся, говорит о том, что плата за обучение составляет только 25-35% этого потока. Остальную часть составляет оплата студентами- иностранцами сопутствующих услуг. Таким образом, экономическая заинтересованность страны-экспортера намного шире, чем только заинтересованность отдельных вузов; - примерно 10% иностранных учащихся, оплата обучения которых приносит дополнительные средства, составляющие около 10% от бюджета вуза, является нормальным показателем работы университета страны-экспортера образовательных услуг;
  • для оптимизации затрат, ресурсов и усилий в работе на мировом рынке образовательных услуг университеты стран-экспортеров объединяются во внутринациональные ассоциации и консорциумы.

В настоящее время в российских вузах обучаются на платной основе более 60 тыс. человек (из них свыше 30 тыс. – граждане СНГ), что дает нашей стране ежегодный доход в размере 100-150 млн. долларов США.

Наиболее тесные связи сложились со следующими странами: Монголией, Финляндией, Замбией, Японией, Республикой Корея, Вьетнамом. Особой популярностью пользуются медицинские, экономические, сельскохозяйственные специальности.

На 1 октября 2002 г. в вузах Самарской области (Самарский государственный медицинский университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Самарский государственный технический университет и Самарский государственный университет) обучался 131 гражданин из стран дальнего зарубежья – в основном из стран Ближнего Востока, Юго-Западной Азии и Африки: Ливан, Индия, Пакистан, Турция, Марокко, Камерун, Китай и др. За прошедший год вузы области получили от иностранных студентов доход в сумме 215,3 тыс. долларов США, из них 27,9 тыс. долларов – от граждан СНГ и Балтии.

Российская Федерация в целом, в том числе и Самарская область, обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеют высокое качество и доступность российского образования, широкий спектр предоставляемых образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий, но вместе с тем не полностью реализуемый научно-педагогический потенциал образовательных учреждений. В интересах России – эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов. Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях должна стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств.

Согласно Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, одобренной Президентом РФ в октябре 2002 г., основной целью государственной политики в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран и, прежде всего для государств-участников СНГ, является реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.

­