­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7(495)915-06-95
схема проезда

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕЖДУНАРОДНЫХ МИГРАЦИЙ

Жичкин Ю. В., Самара

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению в какой-то степени вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем. Но самую глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей.

В настоящее время международные экономические отношения утвердились и реализуются в таких основных формах, как:

  1. внешняя торговля товарами и услугами;
  2. кредитные отношения;
  3. международная миграция капитала;
  4. международная миграция рабочей силы;
  5. научно-техническое и производственное сотрудничество;
  6. международные интеграционные процессы;
  7. создание и развитие транснациональных корпораций;
  8. межгосударственное регулирование международных экономических отношений;
  9. деятельность международных кредитно-финансовых институтов в сфере международных экономических отношений;
  10. ) координация экономического развития на межстрановом уровне.

В свою очередь одной из форм научно-технического сотрудничества является оказание образовательных услуг.

В последние годы в образовании сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции, что объясняется, прежде всего, усилением научно-технического прогресса, открытием в нем новых направлений, решение которых возможно только на межгосударственном уровне. На этом фоне углубление и диверсификация международных образовательных связей придают взаимозависимости национальных образовательных систем глобальный характер. Развитые страны усиливают конкурентную борьбу за лидерство в мировой системе образования, что в современном обществе является одним из наиболее эффективных инструментов влияния на международные события.

К основным причинам, «заставляющим» студента получать образование в чужой стране, можно отнести:

  • получение образования более высокого качества, чем национальное;
  • получение престижного диплома;
  • получение образования по специальности, отсутствующей в национальных вузах;
  • получение престижного и доходного рабочего места в стране обучения;
  • получение образования по специальностям, перспективным с точки зрения дальнейшего участия специалиста в развитии международных отношений двух стран;
  • получение финансовой помощи в оплате образования от зарубежных государств и международных фондов;
  • получение образования в зарубежном университете с более низким уровнем оплаты за обучение;
  • невозможность продолжения обучения в родной стране с достигнутым уровнем знаний.

Подготовка специалистов для зарубежных стран является важнейшим направлением деятельности и для российской системы образования. Известно, что иностранцы стали прибывать на обучение в Россию еще полтора века тому назад. Уже во второй половине XIX в. в Петербургском, Московском, Новороссийском (г. Одесса) университетах и в ряде других гражданских и духовных заведений обучались «посланцы» из Болгарии, Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии и других стран. Советское государство продолжило эту традицию. Начиная с 1945 г., в вузы СССР стали прибывать на обучение граждане стран Европы и Азии, стран, входящих в СЭВ, с середины 50-х гг. – Африки, несколько позже – Латинской Америки. В 1945-1990 гг. в вузах Российской Федерации обучались около 70% всего контингента иностранных учащихся, обучавшихся в СССР. Наибольший контингент иностранных учащихся в СССР достигал 126,5 тыс. в 1989/90 учебном году. Иностранные учащиеся, студенты, аспиранты и стажеры обучались в 660 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов и населенных пунктов СССР.

В ходе распада СССР и проведения рыночных преобразований в России в международной деятельности вузов произошел ряд существенных изменений:

  • во-первых, изменились принципы и приоритеты набора контингента иностранных учащихся в российские вузы. На практике реализуется принцип открытости российской системы образования для всех граждан зарубежных стран, независимо от их подданства, политических взглядов и вероисповедания;
  • во-вторых, изменилось содержание обучения иностранных граждан. Профессиональное образование в российских вузах все больше осуществляется на основе общемировых достижений науки и техники, что облегчает иностранным выпускникам последующее трудоустройство и поиск работы по профессии;
  • в-третьих, иностранные учащиеся приобретают в России все больше гражданских прав и свобод. Это касается их образовательной, экономической и политической деятельности. Шире стали и возможности миграции как в самой России, так и за ее пределами;
  • в-четвертых, российский вузы получили широкую автономию во внешних связях, выборе зарубежных партнеров, определении объемов и форм реализации образовательных обменов. Более 40% иностранных учащихся российские вузы набирают благодаря прямым контактам, около 25% – через бывших выпускников, а остальных – с помощью посредников и рекламы;
  • в-пятых, расширение самоуправленческих начал в деятельности объединений и организаций, занимающихся международной деятельностью, привело к возникновению новых форм управления и координации интернациональных связей. Регионализация государственного управления, с одной стороны, и активизация международной интеграции, с другой стороны, привели к появлению региональных центров международного сотрудничества вузов, что позволяет объединить усилия по подбору контингента учащихся в зарубежных странах, расширить спектр специальностей, предлагаемых иностранным гражданам, обмениваться профессорско-преподавательским составом как российских, так и зарубежных вузов, расширить информационную базу вузов, теснее работать с региональной администрацией и т.д.

Процесс интеграции системы образования России в международное образовательное сообщество привнес в деятельность вузов необходимость проведения активных нетрадиционных для университетов действий. Новизна и специфичность этого направления деятельности системы образования России обусловливает необходимость изучения выработанных подходов, приемов и методов работы.

Анализ зарубежного опыта в области международной академической мобильности показывает следующее:

  • подготовка специалистов для зарубежных стран рассматривается в раз витых странах как не явный, но наиболее эффективный способ достижения долгосрочных геополитических, стратегических и экономических национальных интересов;
  • привлечение талантливой зарубежной молодежи расценивается как решающий фактор процветания стран в XXI в.;
  • в 80-х гг. сформировалась отрасль мирового хозяйства – мировой рынок образовательных услуг, основными характеристиками которого являются поток учащихся за пределы своей родной страны (в год – более 1 млн. человек) и сопутствующий поток денежных средств (десятки миллиардов долларов США);
  • зарубежный анализ потоков денежных средств, сопутствующих потокам иностранных учащихся, говорит о том, что плата за обучение составляет только 25-35% этого потока. Остальную часть составляет оплата студентами- иностранцами сопутствующих услуг. Таким образом, экономическая заинтересованность страны-экспортера намного шире, чем только заинтересованность отдельных вузов; - примерно 10% иностранных учащихся, оплата обучения которых приносит дополнительные средства, составляющие около 10% от бюджета вуза, является нормальным показателем работы университета страны-экспортера образовательных услуг;
  • для оптимизации затрат, ресурсов и усилий в работе на мировом рынке образовательных услуг университеты стран-экспортеров объединяются во внутринациональные ассоциации и консорциумы.

В настоящее время в российских вузах обучаются на платной основе более 60 тыс. человек (из них свыше 30 тыс. – граждане СНГ), что дает нашей стране ежегодный доход в размере 100-150 млн. долларов США.

Наиболее тесные связи сложились со следующими странами: Монголией, Финляндией, Замбией, Японией, Республикой Корея, Вьетнамом. Особой популярностью пользуются медицинские, экономические, сельскохозяйственные специальности.

На 1 октября 2002 г. в вузах Самарской области (Самарский государственный медицинский университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Самарский государственный технический университет и Самарский государственный университет) обучался 131 гражданин из стран дальнего зарубежья – в основном из стран Ближнего Востока, Юго-Западной Азии и Африки: Ливан, Индия, Пакистан, Турция, Марокко, Камерун, Китай и др. За прошедший год вузы области получили от иностранных студентов доход в сумме 215,3 тыс. долларов США, из них 27,9 тыс. долларов – от граждан СНГ и Балтии.

Российская Федерация в целом, в том числе и Самарская область, обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеют высокое качество и доступность российского образования, широкий спектр предоставляемых образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий, но вместе с тем не полностью реализуемый научно-педагогический потенциал образовательных учреждений. В интересах России – эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов. Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях должна стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств.

Согласно Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, одобренной Президентом РФ в октябре 2002 г., основной целью государственной политики в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран и, прежде всего для государств-участников СНГ, является реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.

­