­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7(495)915-06-95
схема проезда

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Итоговая информация о проведении
Международного молодежного русскоязычного лагеря
в Латвии в рамках Международной педагогической акции в поддержку русского языка
(17 июля – 31 июля 2014 года)


Проведение на территории Латвийской Республики международных летних юношеских лагерей с поликультурным составом участников является для Кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования и Центра межнационального образования «Этносфера» традиционной формой работы по воспитанию молодежи в духе культуры мира и межнационального согласия, которая успешно ведется с 2006 г. За эти годы накоплен большой опыт организации и научно-методического сопровождения международных лагерей. Социальная значимость проекта определяется его целями, в число которых входит укрепление дружеских связей между молодежью России и Латвии, развитие идеи мультикультурализма и уважения к многообразию культур в среде подрастающего поколения, поддержка интереса к изучению русского языка и российской культуры в зарубежных странах. Акция проведится в тесном взаимодействии и при поддержке Департамента образования города Москвы, при содействии Международного педагогического общества в поддержку русского языка и  Общественного объединения «Русское общество в Латвии.
Подготовка к акции началась в декабре 2013 года. Информация о ее проведении была разослана по адресам организаций, занимающихся обучением, пропагандой русского языка и русской культуры в зарубежных странах. Центром «Этносфера» были оповещены московские Ассоциированные школы ЮНЕСКО и школы, на базе которых работают клубы интернациональной дружбы. С целью вовлечения школьников, ранее не принимавших участия в подобных международных акциях, информация была разослана и в другие столичные школы.
Участниками акции стали учащиеся московских школ – в количестве 15 человек, учащиеся школ Латвии – 85 человек, делегация из Израиля – 30 человек. В состав лагеря также входили организаторы акции, педагоги и вожатые из Москвы – всего 4 человека.
Подготовка к Акции началась в декабре 2013 года. Информация о ее проведении была разослана по адресам организаций, занимающихся обучением, пропагандой русского языка и русской культуры в зарубежных странах. В адрес окружных управлений и учебных заведений московской системы образования информация о проведении Акции поступила из Департамента образования города Москвы.
Центром «Этносфера» были оповещены московские Ассоциированные школы ЮНЕСКО и школы, на базе которых работают клубы интернациональной дружбы.
С целью вовлечения школьников, ранее не принимавших участия в подобных международных акциях, информация была разослана и в другие столичные школы.
Акция проходила в поселке Пабажи (40 км от столицы Латвии Риги),  в 5-ти минутах ходьбы от моря,  в сосновом лесу, в 100 метрах от песчаного пляжа. Ребята проживали в корпусах гостиничного типа,  в четырехместных комнатах. Побережье Балтийского моря напротив лагеря – это песчаный дикий пляж, море и прилегающая территория очень чистые, в 10-ти минутах ходьбы от лагеря – живописная Белая Дюна. Для всех участников акции было организовано пятиразовое питание, ежедневно – свежая выпечка, овощи и фрукты.
Основными задачами при организации и проведении акции являлись:
•    поддержка и повышение интереса к изучению русского языка, истории и культуры России в среде зарубежных школьников, включая школьников из Латвии и Израиля;
•    формирование у зарубежной молодежи позитивного образа российской столицы – города Москвы как одного из крупнейших мировых центров образования и культуры, пропаганда и поддержка русского языка за рубежом средствами образования и молодежных обменов;
•    создание благоприятных условий для общения и отдыха молодых представителей разных стран, изучающих русский язык, воспитание в детской и молодежной среде интереса и уважения к духовно-нравственным и культурным ценностям народов России;
•    формирование у русскоязычной молодежи лидерских качеств и организаторских способностей, развитие интересов и способностей учащихся в сфере изучения этнического и культурного многообразия мира;
•    дальнейшее развитие механизмов взаимодействия по профессиональной поддержке школ с русским языком обучения в рамках проектов и программ Международного педагогического общества в поддержку русского языка.
Для выполнения данных задач программой международной молодежной акции было предусмотрено проведение большого количества мероприятий, среди которых:
    Игра «Знакомство в цифрах»;
    Дни российской и латвийской культуры;
    Мастер-класс «Свадебные обряды народов России»;
    Молодежная конференция «Ценностные ориентиры современной молодежи»;
    Дебаты;
    День молодежных организаций;
    Тренинги на развитие лидерских качеств и выборы президента Лагеря;
    Тренинги «Социальное проектирование и защита социальных проектов»;
    Тренинг «Игры разных народов России»;
    Викторина «Вехи истории: Россия-Израиль»;
    Фестиваль национальных культур;
    Творческая мастерская (валяние);
    Занятие «Мультфильмы на новый лад»;
    Конкурс «Сады камней»;
    Ролевая игра «Яхта»;
    Мисс/Мистер «Классика»
    Малые Олимпийские игры;
    Творческая мастерская (изготовление свечей);
    Спортивное ориентирование;
    Ежедневная зарядка на берегу моря;
    Уроки танцев и игры на гитаре;
    Конкурс актерского мастерства;
    Пляжные игры;
    Тематические дискотеки.
Педагоги и вожатые из московской делегации принимали активное участие в проведении мероприятий, предусмотренных программой акции. Организаторам удалось сплотить вокруг себя дружную команду коллег, и, благодаря их слаженной и профессиональной работе, распорядок жизни в лагерях был продуман до мелочей.
Девиз акции: "Взгляд: наш мир твоими глазами!" - это особая территория в особом измерении, явление в своем роде уникальное, где жизнь отличается от привычной. Здесь участники свободны от повседневности и ощущают многогранность мира. За 14 дней участники лагеря с новыми и старыми друзьями из разных стран,  в атмосфере неиссякаемого творчества и веселья раскрыли собственный потенциал, научились работать в команде  и  строить крепкие отношения, сделали множество открытий об окружающем мире и самих себе! Участники акции построили свой небольшой мир, в котором произошел обмен жизненным опытом. Каждый развил новые грани своих способностей и обрел новые, укрепил свой дух и сделал более совершенным свое тело.
Необходимо отметить высокую личную активность отдельных руководителей групп, принимавших непосредственное участие в подготовке детей к участию в конкурсах и мероприятиях (А.В. Кричкин, Н.А. Бирюкова, Юрина Е.В.). Участники акции, руководимые этими педагогами, неизменно были в числе самых активных участников тренингов, конференций, творческих мастерских, концертов и других мероприятий.
Н.А. Бирюкова – этнолог и педагог, сопровождавший московскую делегацию – провела в лагере несколько мастер-классов из цикла «Народы России. Единство в многообразии». Участники акции из Латвии и Израиля узнали об этническом многообразии России, об особенностях совместного сосуществования разных культур, обычаев, религий, обрядов. Российские школьники с таким же интересом и удивлением узнали об этнологии России. Делегаты из разных стран обсудили тему сохранения традиций, возможность мирного проживания разных народов друг с другом на одной территории. Ребята играли в русские народные игры, праздновали национальные праздники, и обыгрывали обряды народов России.
Итогом мастер-классов каждой группы, участвовавшей в занятиях, стало погружение в этнологию, как в роли исследователя, так и в роли исследуемого, то есть представителя изучаемого народа. Ребятам было предложено изучить и обыграть традиционный свадебный обряд. Они выбрали свадебные обряды народов разных регионов Российской Федерации: евреев, лезгин и ханты (правильная форма написания и произношения этого народа).
В хупе, еврейском свадебном обряде, дети последовательно объяснили каждый его этап, а также показали элементы традиционного женского и мужского свадебного костюма. Часть хантыйской свадьбы была обыграна в соответствии с тем, что можно наблюдать у оленеводов Ямала. Участники этого представления провели в нём параллель с аналогичным тувинским обрядом, использовали этническую музыку Республики Тува. Лезгинская свадьба, конечно же, не обошлась без яркого исполнения лезгинки, которую подхватили все присутствующие.
Дети младшего возраста интерпретировали тему этнологии и сохранения традиций через игры. Таким образом, благодаря этим мастер-классам и итоговым выступлениям, как дети, так и взрослые смогли узнать и приобщиться к культуре народов разных регионов Российской Федерации. Эти мероприятия помогли ребятам взглянуть на своих соседей из других стран ещё более дружелюбно и с долей исследовательского интереса.    
Опыт проведения международных акций, накопленный Центром  «Этносфера», показывает, что наибольший эффект – и эмоциональный, и познавательный, – наблюдается при наличии в программе лагеря серьезного учебного компонента. Поэтому в программу лагеря были включены занятия и тренинги, направленные на сплочение молодежного коллектива, формирование навыков межнационального общения, разработку и реализацию социальных проектов, а также интеллектуальные мероприятия на интернациональную тему. В ходе акции в лагере естественным образом формировалась русскоязычная среда.
Программа лагеря предполагала также насыщенную культурно-экскурсионную составляющую. 23 июля московская делегация отправилась в Цессиский край латвийского региона Видземе, где посетила основанный в Средние века город Цесис. Знакомство с ним началось с экскурсионной программы и детального осмотра территории Венденского замка, являющегося наиболее сохранившимся из орденских замков. Ребята осмотрели  его изнутри, погрузились в тайны замковых подземелий и загадки средневекового ливонского ордена. Также, посетили Майский парк, характерный образец парковой моды XIX века с «романтическими развалинами», с обитающими в местном пруду чёрными лебедями.
Экскурсия была проведена прекрасным латвийским экскурсоводом. На обратном пути  в лагерь московские делегаты узнали много нового об исторических точках соприкосновения России и Латвии и даже поучаствовали в конкурсе на самого внимательного слушателя. Традиционной уже является пешеходная экскурсия по Старой Риге.  Во время экскурсионной  прогулки по узким улочкам средневекового ганзейского города ребята увидели знаменитый Домский собор XIII века, здание гильдии, построенное в XIV веке, Рижский замок и чудесную архитектуру средневековых построек Старого города. В программу экскурсии также включено посещение исторических и архитектурных памятников: казарм Екаба, Шведские ворота, Пороховая башня, Церковь Св. Петра, памятник Бременским музыкантам.
Проведение в Латвии в 2014 году Международной молодежной акции по продвижению русского языка и русскоязычной культуры в форме Международного молодежного лагеря рассматривалось в качестве многоцелевого проекта с историко-патриотической, этнографической, культурно-просветительской и развлекательной составляющими. Организаторы Акции полагают, что задачи проекта выполнены, а его программа могла бы совершенствоваться и в перспективе быть реализована как в России и Латвии, так и в других странах. Коллективы рабочей подготовительной группы и организаторов Акции справились с поставленными задачами. Выделенные бюджетные средства полностью использованы по целевому назначению.
Дети-участники Международного молодежного лагеря достойно несли звание россиян в Республике Латвия. Международный лагерь помог многим из них проявить себя во время проведения Международных молодежных мероприятий, различных конкурсов, состязаний, творческих мастерских. Опыт межнационального общения, который приобретают школьники разных стран в рамках лагеря, является самым ценным практическим результатом работы молодежного Интерклуба «Этносфера». И лагерь в Латвии 2014 года ещё раз доказал это.
По итогам проведенных мероприятий все участники лагеря были награждены почетными грамотами.
По организационным итогам акции можно сделать следующие выводы:
1)    По набору детей: Необходимо заблаговременно распространять информацию о предстоящей акции, с тем, чтобы иметь возможность к февралю-марту привлечь на свои счета денежные взносы родителей будущих участников. Именно они, в ситуации запаздывания бюджетных денег, позволят финансировать будущий проект.
2)    По набору педагогов и сопровождающих: для сопровождения московских учащихся должны быть подобраны педагоги, понимающие специфику организации летних лагерей и имеющие подобный опыт работы. Отбор кандидатов должен проходить на конкурсной основе. Работа со школьными группами в летнем лагере за рубежом накладывает ряд серьезных дополнительных требований, которым  эти люди должны соответствовать.
3)    Целесообразно включать в программу учебные материалы по страноведению, культуре и истории России, Москвы.
4)    Имеет смысл разнообразить учебные занятия экскурсиями и поездками, позволяющей ребятам самим комментировать исторические и культурные объекты Латвии.
5)    Отзывы участников свидетельствуют, что эта форма работы по поддержке русского языка и организации летнего отдыха детей из Москвы востребована и должна быть продолжена.

Отзывы о международном лагере Этно-Классика в 2014 г.

Эта смена была лучше предыдущей по всем параметром. Очень повезло с погодой, дождь был всего лишь три раза, море было необыкновенно теплое для Балтики. Также эта смена была интереснее по мероприятиям. Ну и главное-люди. Было довольно много новых людей, среди которых я нашел замечательных друзей, но и среди тех, кого я видел в прошлом году, тоже нашлись друзья. За 2 недели мы все испытали больше эмоций, чем за пару месяцев. Ждем того же и в следующем году.
Кирилл Суриков (Россия, Москва)

Как всегда, сумасшедшие эмоции, масса впечатлений, и все самые хорошие! Начать с того, как мы чуть не прыгали от восторга в автобусе, когда нас везли в лагерь, и как душили в объятиях старых знакомых, и как сразу включались в течение жизни лагеря... Мероприятия всегда были просто замечательными, как традиционные выборы президента, так и нелегкие для нас дебаты. Не говоря уж об отряде... Такой дружной и сплоченной компании я еще не видела. Мы действительно были все вместе, почти не было того, кто не хотел бы участвовать в чем-то. Интересны были новые мероприятия на новые темы (сказки, свадьбы, викторины по Израилю). Очень жаль, что я уехала так рано, и, наверное, много пропустила. Я была очень тронута тем, как меня провожали не только люди из моего отряда, но и старшие, и младшие, и вожатые. И, конечно же, я еще снова вернусь в Латвию в следующем году!!! В этом году я вновь встретилась со старыми друзьями, познакомилась с новыми людьми, попробовала себя с разных сторон, отдохнула и устала, в общем, всё было просто замечательно! Спасибо за этот лагерь.
Евгения Омельченко (Россия, Москва)

Езжу в лагерь 4 год, все как всегда отлично. Хорошие ребята, вкусная еда, великолепные вожатые, интересный распорядок дня, и в этом году, на удивление, было очень теплое море для Прибалтики! Лагерь, стал мне как второй дом, обогнав даже школу. Там много людей из разных стран, но они все очень дружные. Существует миф о том, что латыши ненавидят русских, так это обсалютно не так. Не огорчила так же и программа, все было очень весело.
Никита Шилов (Россия, Москва)


Четвёртый год я приезжаю в лагерь и, что немаловажно, четвёртый год уезжаю. Эта смена была лучшей из всех на моей памяти. И благодарить за это надо всех: начиная директором и заканчивая уборщицей. А отдельную благодарность могу выразить людям, которые там отдыхали вместе со мной. Когда нас спросили по прилёту: "За чем вы прилетели в лагерь?", я без сомнения ответил: "За друзьями, как новыми, так и старыми".
Абсолютно все ребята доброжелательны, веселы и всегда готовы протянуть тебе руку помощи. Не было ни одной негативной эмоции за эти 14 дней. Не это ли называется счастье? Настроение в отряде так же задаёт вожатый. Он у нас был самый лучший. Этот человек всегда поддержит тебя, пообщается с тобой по душам. Спасибо ему.
Как всегда, очень вкусно кормили. Спасибо работникам столовой.
Спасибо вообще всем, кого я видел в эти 14 дней. Я горю желанием вернуться к вам через год. А вообще, уже и меньше.  Лагерь мне очень понравился. Понравилось очень как нас приняли. Понравились вожатые. Очень понравилось питание. Я провел 14 дней не впустую, а с пользой. Буду приезжать туда часто.
Артем Тютьков (Россия, Москва)

Лагерь мне очень нравится, хоть и езжу я туда только второй год, чувствую себя там просто великолепно!
добрые и отзывчивые вожатые, веселые ребята не только из Латвии, но и из-за границы, интересные мероприятия, море, находящееся в паре минут ходьбы - все это смешивается и оставляет о себе хорошее воспоминание!
Мария Тарланова (Латвия, Сигулда)

Лагерь «Класика» не похож ни на один из лагерей, в которых я побывала до этого. Этот лагерь особенный, неповторимый. Именно его уникальная атмосфера (атмосфера доброты, душевной теплоты) сделала две недели, проведённые в нем, яркими и незабываемыми. Наверно, такая атмосфера создалась из-за соприкосновения двух культур, двух разных народов, двух разных стран - России и Латвии. Но делали эту атмосферу такой теплой и радушной вожатые и, конечно же, дети. Сама по себе школа «Klasika» нестандартна и в некотором смысле уникальна, и она воспитывает детей с открытой душой и горящим сердцем и, что было для меня открытием, в этих детях сочетаются и озорство, наивность, добродушность, и огромнейший интеллект, умение философствовать, размышлять.
Каждый день был наполнен ураганом положительных эмоций, чувств, даже не смотря на плохую погоду. А сами дни были продуманы настолько тщательно (день спорта, день творчества - танцы, песни, театр, разнообразные игры, день интеллекта – дебаты, выборы президента) что, по моему мнению, каждый из ребят мог проявить себя, свой талант как минимум раза 2-3. И, конечно же, свечки… Именно свечки помогали нам узнать друг друга лучше, узнать о другом человеке что-то особенное личное, что, возможно, ты бы и не успел узнать, свечки помогают людям раскрыться, проанализировать день, оценить свои поступки, разрешить конфликты… Услышать как прошел день для взрослого человека – вожатого, получить ценные наставления от него. Надо сказать огромнейшее спасибо всем ( в том числе из России) вожатым в лагере «Klasika» . Они помогали и поддерживали нас, не смотря на усталость и занятость. Вы у нас САМЫЕ ЛУЧШИЕ! Спасибо вам за эту смену!
Маша Спиридонова (Россия, Москва)
 



       C 19 по 22 ноября 2017 г. в Берлине состоится Международная конференция «Дорога в школу». Конференция свободных билингвальных школ приурочена к 10-летию Международных школ им. М. Ломоносова и пройдет в рамках Недели Русского языка в Берлине. ...    Читать далее >>

     Темами конкурса в 2017 году стали: "Родина - это страна, которая живет во мне", "Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке. (И.Гете)", " Иногда мгновение понимания стоит больше жизни опыта (К/ф «Звездные войны...    Читать далее >>

     Организатор конкурса на протяжении семнадцати лет – «Российская газета» совместно с Правительством Москвы и при поддержке Россотрудничества. Пушкинская премия была учреждена в 2000 году, чтобы поддержать самых энергичных и талантливых педагогов-...    Читать далее >>

     Дорогие друзья и коллеги, мы рады сообщить, что Центр «Этносфера» успешно прошел многоэтапную экспертизу конкурса президентских грантов (первый поток 2017 года) в рамках направления «Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия».      ...    Читать далее >>

4 августа 2017 года в городе Калининграде в рамках Всероссийского молодежного просветительского форума «Форпост Отечества» подвели итоги масштабных всероссийских просветительских проектов – «В помощь учителям» и «Школа молодого патриота», инициирован...    Читать далее >>

На Всероссийском молодежном просветительском форуме «Форпост Отечества» в городе Калининград подвели итоги проектов «Школа молодого патриота» и «В помощь учителям» С 3 по 6 августа 2017 года в городе Калининграде прошел Всероссийский молодежный прос...    Читать далее >>

Ученики и студенты, выехавшие на Байкал, успели посетить множество удивительных и уникальных мест в рамках проекта «Школа молодого патриота», инициированного и поддержанного Общественно-государственной просветительской организацией Российское Обществ...    Читать далее >>

«Сайн Байна, Батюшка Байкал!» - по местной традиции приветствуют величественное озеро ребята из разных уголков нашей родины - участники выездной образовательной этноэкспедиции «Россия – единство в многообразии». Кто не мечтает побывать на Байкале? Н...    Читать далее >>

В рамках проекта «Школа молодого патриота», организованного Российским обществом «Знание» при поддержке «Ассоциации учителей литературы и русского языка», МПГУ и Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера», cтуденты и школьники приняли...    Читать далее >>

     С 16 по 31 июля 2017 года в Республике Бурятия проходит выездная патриотическая образовательная этноэкспедиция из цикла «Россия – единство в многообразии». Это часть большого просветительского проекта «Школа молодого патриота», инициированного О...    Читать далее >>

Итоговым мероприятием историко-просветительского проекта «Малые города в большой истории России» стала молодежная конференция «Сохраним прошлое – создадим будущее!», которая прошла одновременно в городах Кашине, Рязани и Москве 10 июля 2017 года. Кон...    Читать далее >>

    С 4 по 11 июля 2017 года в городах и селах Тверской, Ярославской, Московской, Рязанской, Тульской областей проходит историко-просветительский проект «Малые города в большой истории России». Это часть большой социально значимой программы «Школа мо...    Читать далее >>

Дорогие друзья, приглашаем принять участие во всероссийском интернет-конкурсе "Горжусь своей страной", который проводится в рамках социально значимого проекта "Школа молодого патриота", инициированного Российским Обществом "Знание", Ассоциацией учите...    Читать далее >>

Приглашаем к участию ребят из Москвы, других регионов РФ и зарубежных стран, для которых русский язык является неродным или вторым родным, в возрасте от 10 до 20 лет! Конкурс под девизом «Творим на разных языках!» призван содействовать формированию ...    Читать далее >>

Вышел из печати второй номер альманаха "Этнодиалоги" в 2017 году. В этот раз в нем есть замечательная цветная вклейка с архивными материалами Всемирных фестивалей молодежи прошлых лет!  Основные темы номера: Кто и как готовит учителей русского языка...    Читать далее >>

С 6 по 9 мая 2017 года прошел волонтерско-образовательный выезд участников Школы вожатского мастерства Центра "Этносфера" в Тверскую область (Кашинский район, деревня Матино). Кроме тренингов и мастер-классов, участники слета совершили много добрых ...    Читать далее >>

        В 2017 году Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) впервые реализует уникальный культурно-образовательный проект, который откроет новые горизонты для межкультурной коммуникации и объединения национальностей в Российской Федерац...    Читать далее >>

Центр "Этносфера" на протяжении многих лет реализует образовательные проекты, направленные на языковую и социально-культурную адаптацию мигрантов. Сейчас в Москве несколько учебных групп изучения русского языка и культурной адаптации работают при нау...    Читать далее >>

Уважаемые коллеги и друзья! Вышел из печати первый номер альманаха "Этнодиалоги" за 2017 год! Основные темы номера: Международное педагогическое общество в поддержку русского языка; Межкультурная компетентность педагога; Молодежь в социокультурном ...    Читать далее >>

В марте в Москву приезжали студенты филологического факультета польского Щецинского университета. Двадцать юношей и девушек вместе со своим неутомимым педагогом госпожой Люциной Смэндзик, искренне влюбленной в русский язык и русскую культуру, прове...    Читать далее >>
­